Сюжеты · Культура

Старатели в заповеднике

Русский музей отмечает свое 110-летие выставками в Москве

Две выставки, доставленные из Петер¬бурга в Москву: «ХХ век в Русском музее» и «Время собирать…», — разместились в Большом дворце Государственного музея-заповедника «Царицыно». Перемещаясь по прихотливо замощенным дорожкам архитектурного...
Две выставки, доставленные из Петер¬бурга в Москву: «ХХ век в Русском музее» и «Время собирать…», — разместились в Большом дворце Государственного музея-заповедника «Царицыно».
Перемещаясь по прихотливо замощенным дорожкам архитектурного ансамбля, возведенного в 1770—1790-е годы архитекторами Баженовым и Казаковым, неизбежно вспоминаешь недавние баталии вокруг восстановления Царицына из руин. При всей очевидной затратности невозможно назвать увиденное реставрацией: интерьеры, в которых размещены выставки, зачастую даже не имитируют первоначальные архитектурные решения. В Царицыне въезд в подземный гараж выглядит почти фрагментом ансамбля XVIII столетия, а «старинные» фонари напоминают о незавидной судьбе Манежной площади или Арбата…
Волнует и другое — какой будет выставочная политика музея. Будет ли она осуществляться в полной гармонии с известными вкусами начальства, или в Царицыне все-таки удастся сформировать новый стиль работы?
«У нас нет законов, поощряющих спонсорство и меценатство», — так начал свое выступление директор Государственного Русского музея Владимир Гусев. Московские «гастроли» приурочены к грядущему музейному 110-летию, и в данном случае материальную поддержку для организации переезда холстов и скульптур найти все же удалось.
Обе экспозиции сопровождают роскошно изданные каталоги. Не всякие показы в ГМИИ или Третьяковке снабжены подобными изданиями.
Главное в Царицыне — возможность знакомства с первоклассной питерской коллекцией: приезд топовых произведений Русского музея, многие из которых специально были сняты из постоянной экспозиции, — событие уникальное.
Интерьеры царицынского дворца позволили обособить персональные мини-выставки Павла Филонова, Кузьмы Петрова-Водкина и Казимира Малевича, картины Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, живопись Михаила Врубеля, Валентина Серова и Льва Бакста.
Даже искусство самого творчески непродуктивного советского периода представлено по-своему качественными работами: имеются написанные в 1937-м картины «Старатели пишут письмо творцу Великой Конституции» Василия Яковлева и «Колхозный праздник» Аркадия Пластова. Не забыто и послевоенное искусство — вплоть до Игоря Макаревича и Ильи Кабакова.
Разумеется, о музеефикации произведений «отщепенцев»-эмигрантов раньше и речи быть не могло — в результате обширный пласт искусства, генетически связанного с Россией, сегодня хранится исключительно в зарубежных коллекциях. Выставка «Время собирать…» знакомит с российским искусством в зарубежных частных коллекциях, давая возможность увидеть неизвестные на родине вещи Давида Бурлюка, позднюю живопись Бориса Григорьева и Филиппа Малявина или, например, «Богоматерь с младенцем» Кузьмы Петрова-Водкина. Эта картина была написана в 1925 году во время поездки художника во Францию и с тех пор ни разу не экспонировалась и даже не публиковалась.