Николай Донсков , Представитель «Новой газеты» в странах Северной Европы
На минувшей неделе Петербург охватила паника. По городу разлетелись слухи о радиационном выбросе на Ленинградской атомной электростанции. Официальные лица и представители ЛАЭС усиленно опровергали информацию, заявляя, что ничего подобного...
На минувшей неделе Петербург охватила паника. По городу разлетелись слухи о радиационном выбросе на Ленинградской атомной электростанции. Официальные лица и представители ЛАЭС усиленно опровергали информацию, заявляя, что ничего подобного не было, радиационный фон и в Петербурге, и в Сосновом Бору (город в Ленинградской области, где расположена станция) в норме. Но рассылка через интернет и «сарафанное радио» сделали свое дело. В некоторых детских садиках детей перестали выводить гулять на улицу. А на дверях ряда школ появились объявления с рекомендациями для родителей давать детям йод. Авторы объявлений ссылались на Комитет по здравоохранению Петербурга. Комздрав от этой инициативы открестился, но петербуржцы бросились в аптеки. За два дня были раскуплены практически все запасы йода.
Руководители ЛАЭС и города Соснового Бора назвали информацию о радиационном выбросе «информационным терроризмом». ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области заявило о начале проверки – на предмет выявления автора слухов. Ну, а кто-то этих мнимых авторов уже нашел. Причем даже не одного. К примеру, слухи якобы могли распустить аптечные сети, чтобы сбыть залежавшуюся продукцию. Или экологи, из тех, что «шакалят» на западные гранты. Или соседи из Балтийских государств. Мол, планами развития атомной энергетики на российском Северо-Западе (строительство второй очереди ЛАЭС-2 и АЭС в Калининграде) могут быть недовольны, скажем, в Литве.
Впрочем, слухи об аварии на ЛАЭС возникли не на пустом месте. 15 мая на станции действительно возникла нештатная ситуация — сработала система защиты третьего (одного из четырех) реакторного энергоблока. Правда, по уверениям руководства ЛАЭС, ничего серьезного не было, реактор в это время проходил испытания после капитального ремонта и модернизации, неполадка в системе контроля была быстро устранена, и через два дня энергоблок был подключен к единой энергосистеме. Затем 18 мая для краткосрочного ремонта был остановлен 4-й реактор ЛАЭС, а 21 мая был вновь включен в энергосеть.
Так что некие тревожные для стороннего наблюдателя манипуляции на ЛАЭС все-таки имели место и могли спровоцировать слухи о радиационной опасности. Тем более что нештатные ситуации на ЛАЭС и комплексе «сопутствующих» предприятий (включая небезызвестный «Экомет-С») случались. Например, на «Экомете», по данным экологов, в декабре 2005 года произошел взрыв, погибли три человека.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»