Сюжеты · Культура

Фестиваль «Великая провинция» с Екатериной Васениной

На встречу с Раневской привезут Чехова

Екатерина Васенина , корреспондент отдела культуры
«Местоположение города прекрасное во всех отношениях, климат великолепный, плодов земных тьма, но жители инертны до чертиков… Все музыкальны, одарены фантазией и остроумием, нервны, чувствительны, но все это пропадает даром… Нет ни...
«Местоположение города прекрасное во всех отношениях, климат великолепный, плодов земных тьма, но жители инертны до чертиков… Все музыкальны, одарены фантазией и остроумием, нервны, чувствительны, но все это пропадает даром… Нет ни патриотов, ни дельцов, ни поэтов, ни даже приличных булочников», — писал Антон Чехов о своем родном Таганроге в 1887 году. А в1896-м в Таганроге родилась Фани Фельдман, взявшая псевдоним Раневская после много раз виденного мхатовского «Вишневого сада».
«Вы совсем как Раневская», — сказали ей, когда из ее открытой сумочки вырвались на ветру и разлетелись деньги. И так стало: Фаина Раневская, ни разу Раневскую не сыгравшая. Она теперь известна не меньше, чем Раневская Чехова.
Безо всякого «датского» повода в Таганроге начинают театральный фестиваль «Великая провинция» имени Фаины Раневской. Получается — патриоты и дельцы в Таганрог уже приехали, поэты и булочники должны подтянуться. Программа достойная — оргкомитет пригласил к участию наиболее интересные постановки провинциальных театров (ведь провинция — не география, а точка зрения, да?) по произведениям Чехова.
Соединять и искать надуманные точки соприкосновения Чехова и Раневской никто не собирается, просто фестиваль откроют вечером воспоминаний о Раневской. Просто покажут никем не виданный фильм с ее участием, недавно найденный в архивах. А потом приедут Липецкий театр со «Страстями по Платонову», «Каштанка» екатеринбургского ТЮЗа, стерлитамакский «Дядя Ваня», повесят фотовыставку «Великие провинциалы» Михаила Гутермана… Ведь в Таганроге один из лучших в России театров, построенный еще в 1860-х годах. Как зазвучат голоса и фотографии…
Великая Раневская, женщина-миф — провинциальная актриса, удивится кто-то, меряя на сегодняшних весах два этих понятия. В провинции она долго «начинала» — Ростов, Святогорский театр при санатории донбасских шахтеров, Бакинский рабочий театр, Гомель, Смоленск, Архангельск, Сталинград и только потом театры Маяковского, Пушкина, Моссовета в Москве. Накопила чувств и знаний о русском характере столько, что до сих пор центробежно разбегается. Евгению Стеблову, актеру Театра Моссовета, работавшему с Раневской в спектаклях театра, есть что об этом рассказать (читайте в следующих номерах).
А что касается провинциальных актеров…
Саратовское театральное училище — Олег Янковский, Евгений Миронов. Воронежский институт искусств — Нина Чусова, Борис Юхананов. Казанское театральное училище — Чулпан Хаматова. Студия Красноярского театра — Иннокентий Смоктуновский…
А Раневскую надо любить. «Надо любить Любовь Андреевну! Любить за то, что современная педагогика призывает исправлять. Она «неутолимая»… Она приводит в отчаяние Гаева и Варю, отдавая последние деньги прохожему, мужикам…» — это записные книжки Жоржа Баню, великого театроведа современности, о чеховской героине. Невозвратные траты присущи и Фаине Раневской. Исполнять желания тратами, доверчиво и щедро по отношению к потомкам театрализовать свою жизнь она умела — фестивалю имени Раневской остается только быть разборчивым и чутким в укрупнении деталей судьбы актрисы, а значит, бережным по отношению к мифу.