Сюжеты · Политика

Земля уходит из рук

Почему плата за саратовские дачи подпрыгнула в 60 раз

Надежда Андреева , собкор по Саратовской области
Правительство Саратовской области согласилось уменьшить арендную плату за землю и ввести льготы для малоимущих арендаторов. Как поясняют чиновники, это сделано «в связи с многочисленными обращениями граждан». Большинство участков в...
Правительство Саратовской области согласилось уменьшить арендную плату за землю и ввести льготы для малоимущих арендаторов. Как поясняют чиновники, это сделано «в связи с многочисленными обращениями граждан».
Большинство участков в Саратове относится к категории земель, права собственности на которые не разграничены. Отнести эти территории к казенному имуществу муниципального, областного или федерального уровня невозможно, так как на них не расположены соответствующие казенные учреждения. Зато стоят гаражи и дачи. Раньше арендную плату за такие участки назначала городская Дума. В нынешнем году, согласно изменениям в федеральном законодательстве, это право передали региональной власти. Новые распорядители привязали арендную плату к кадастровой стоимости земли. Использовали новую методику Минэкономразвития, дополненную 28 параметрами. В результате кадастровая стоимость земли необъяснимо увеличилась: под многоэтажными домами и дачами — в полтора раза, под магазинами — в 2,7 раза, под частными домами — в 3,5 раза, под гаражами — в 7,8 раза и т.д.
В некоторых случаях арендная плата достигла совершенно фантастических значений. Например, за девять соток в поселке Увек (окраина Саратова, частный сектор) в прошлом году нужно было платить 407,5 рубля, а в нынешнем — 24 тысячи (в 60 раз больше). Только в областном центре нововведение коснулось 20 тысяч арендаторов. Еще хуже пришлось жителям сельских районов: в некоторых случаях суммы увеличились в 160 раз.
Первыми выступили автостоянки. «Для меня арендная плата выросла в шесть раз, до 325 тысяч рублей. По сравнению с 2005 годом увеличение — в десять раз, — говорит лидер гильдии автостоянок областной торгово-промышленной палаты Надежда Самохвалова. — Сейчас я беру за место 60 рублей в сутки. Если прибавить еще десять рублей, 30% клиентов уйдут во дворы».
«Земельные платежи уже составляют 15—20% от общей суммы налогов, начисленных малому бизнесу. В результате страдают прежде всего села: отсюда уходят бытовые услуги и торговля», — считает председатель балаковской правозащитной организации «Защита» Наталья Караван.
Ситуация резко изменилась после того, как областной парламент пригрозил отнять у исполнительной власти право на определение арендной платы. Для обитателей частных домов и дачников ставку снизили в десять раз — до 0,2% от кадастровой стоимости. Для гаражных кооперативов — до 0,35%, для автостоянок — до 0,5%. Пенсионерам, инвалидам и многодетным семьям предоставили 50-процентную льготу.
Жест смотрится царским, хотя арендаторы все равно будут платить в 1,5—5 раз больше, чем в прошлом году.