Сюжеты · Политика

Заповедников начальник и медведей командир

Почему назначение Владимира Кириллова главой Росприроднадзора шокировало экологов

Неужели нельзя было найти никого другого? Почему именно тот, чье имя для «зеленых» — синоним экологической безответственности («Гринпис» заявил официальный протест), назначен руководителем Росприроднадзора? Будучи мэром Выборга и имея в...
Неужели нельзя было найти никого другого? Почему именно тот, чье имя для «зеленых» — синоним экологической безответственности («Гринпис» заявил официальный протест), назначен руководителем Росприроднадзора?
Будучи мэром Выборга и имея в управлении треть Карельского перешейка, Владимир Кириллов сыграл не последнюю роль в распродаже земель вокруг озера Красавица — лесов 1-й группы Гослесфонда, где тогда сохранялись последние гнездовья белоспинных дятлов (в Финляндии на их охрану тратят тысячи евро). Торговля велась так грубо, что прокуратура решила «…возбудить в отношении главы Выборгского района Кириллова В.В. уг/дело по ч. 2 ст. 286 УК РФ. И.о. природоохранного прокурора Лапина».
Погубив Красавицу, хозяин земли выборгской переключился на заповедник «Березовые острова». Финские фундаменты в водоохранной зоне были распроданы под строительство коттеджей. (Как сообщало «Невское время»: «УВД Выборга расследуется уголовное дело Э 423362 по факту мошеннических действий с жилой площадью».) Границы заповедника волшебным образом «переехали» с побережья… на водную гладь. Берега же не простаивали даром: вокруг крошечного Приморска выросли терминалы «Транснефти».
Место для нефтеперевалочного пункта странное: путь танкерам преграждают богатые дичью острова, на которых пытаются выжить последние 250 нерп Финского залива. Вокруг них — большой ареал заповедных вод. Идти в обход — далеко и неудобно. А здесь на льдинах тюлени и нерпы выводят детенышей. Но воду, в отличие от берега, забором не обнесешь. И вот прямо по нерпам и тюленям прут танкеры, здесь же они сливают отравленные балластные воды (Россия — единственная страна, где это можно делать).
А как же экологический туризм, якобы будущее Карелии? Да, Ленобласти еще есть чем гордиться: орлан-белохвост, сапсан, гага, бобры, кабаны, олени, косули, медведи, садовая соня и летяга (в Финляндии, между прочим, от расселения летяги зависит госпланировка лесорубных работ). Во время сезонной миграции у нас каждый день останавливаются на отдых по 40 тысяч птиц. Но пока во главе природопользования стоят люди, для которых живое море — не более чем транспортный коридор, а заповедный лес — лишь набор вертикально стоящих бревен, летяге лучше летать где-нибудь подальше.
О чем умолчали камни Выборга
Мало кто знает, что назначенный руководителем Росприроднадзора Владимир Кириллов — еще и писатель. В 2001 году у него вышла объемная книга под названием «Старые стены, или О чем поведали камни Выборга». Книга историческая, краеведческая. В ней не найдешь ничего о стачке на Выборгском ЦБК, о гангстерских войнах, контрабанде на российско-финской границе или о том, почему Кириллов в определенных кругах получил прозвище Вова-снегоход.
Владимир Кириллов стал главой муниципального образования «Выборгский район» в 1994 году, а спустя еще пару лет подтвердил свою власть на местных выборах. Для бывшего замполита выборгского погранотряда — большой карьерный успех. В это время Выборг, судя по газетным публикациям, превратился в вотчину одной из питерских криминальных группировок, лидером которой считали известного Илью Трабера (Антиквара). Антиквар прославился не только любовью к старинным вещам и необъяснимым влиянием, которым он пользовался в Морском порту Петербурга, но и своими неформальными отношениями с тогдашней мэрией Северной столицы.
Кириллов же не очень ладил с людьми Трабера — единственной группировкой, претендовавшей на контроль над городом, расположенным на российско-финской границе. Интересы Антиквара в Выборге представляли, как говорят, братья Сергей и Спартак Рубиновичи, местные депутаты (Сергей позднее стал спикером выборгского муниципального собрания). Противники переругивались в местных газетах (у каждого был свой пропагандистский рупор), судах и городской Думе, а когда Рубиновичи возглавили стачку на Выборгском ЦБК, под окна кабинета Кириллова стали регулярно приезжать люди пролетарской наружности и махать красными флагами. Однажды рабочие даже взяли кабинет Кириллова штурмом и просидели там несколько часов, пока не надоело.
Тогда же широкую известность получила история, случившаяся, говорят, с Сергеем Рубиновичем, к которому ночью в квартиру якобы наведалась хорошо вооруженная компания вместе с Константином Яковлевым (Костей-Могилой — еще одним питерским авторитетом, ныне покойным).
В апреле 1999 года вокруг имени Владимира Кириллова разразился скандал. На границе был задержан автомобиль «Урал», принадлежащий выборгскому погранотряду. В машине, как сообщали газеты, находился снегоход Polaris — без таможенных деклараций и уплаченных пошлин. Военные, сопровождавшие машину, якобы ссылались на то, что везут снегоход Кириллову (напомним: бывшему пограничнику-замполиту). Средняя стоимость снегохода Polaris по тем временам составляла около 7000 долларов. Дознание Выборгской таможни тут же вынесло постановление о возбуждении уголовного дела, однако материал был передан в Северо-Западную транспортную прокуратуру, где, судя по всему, и затерялся. После этой истории за Владимиром Кирилловым и закрепилось прозвище Вова-снегоход.
Мафия на броневиках
Осенью 1999 года стачка на Выборгском ЦБК переросла в настоящую революцию. Фактически делами предприятия заправляли муниципальный депутат Виталий Киряков (председатель стачкома) и бывший военный летчик Александр Ванторин. Оба считались креатурами братьев Рубиновичей, которые нередко сами выезжали в народ на шикарных джипах. Бронированные автомобили заменяли выборгским «революционерам» броневики.
Кириллов в этом конфликте принял сторону Александра Сабадаша — известного водочного короля, который выкупил бастующий комбинат через кипрскую фирму «Нимонор Инвестментс ЛТД». Апофеозом революции стало открытое вооруженное столкновение судебных приставов, явившихся на комбинат вместе с Сабадашем, и рабочих, возглавляемых Киряковым и Ванториным. В потасовке Сабадаш был избит рабочими, а приставы — блокированы в производственном здании и фактически взяты в заложники. Лишь общероссийский скандал, разразившийся после этого, позволил прекратить стачку. Газеты рассказывали, что этому предшествовали переговоры с участием Трабера, Рубиновичей, Сабадаша и предположительно Кириллова, в результате которых комбинат отошел к водочному королю за несколько миллионов долларов.
Худой мир
Владимир Кириллов покинул Выборгский район в 2000 году, перейдя в правительство Сердюкова на должность первого вице-губернатора Ленинградской области. После его ухода в Выборге началась война за передел собственности. При этом существенно изменилась расстановка сил в районе: Кириллов, как говорят, помирился с Трабером, а Рубиновичи, наоборот, поссорились. С этого времени Трабер-Антиквар — это третья фигура, которую нередко супоминают в связи с бывшим замполитом наряду с Костей-Могилой и Сабадашем.
В том же году Рубиновичи бежали из России (старший при этом был объявлен в розыск). Вскоре эмигрировал в Испанию и сам Илья Трабер, оставив на хозяйстве, как предполагала пресса, преемника Кириллова на посту мэра — Георгия Порядина и его помощников. Сам же Владимир Кириллов, отряхнув прах лихих девяностых, стал исполнять представительские функции второго человека в области.
Мнения
Иван Блоков, «Гринпис» РФ:
— От Кириллова мы сотрудничества, мягко говоря, не ждем. Остается надеяться, что он пробудет на этом месте недолго. Ну хотя бы в силу отсутствия у него экологических знаний. За все 15 лет работы «Гринписа» России это второй случай, когда мы критикуем кого-то из руководства. Первым был Адамов… На посту вице-губернатора Кириллов до 2005 года курировал силовой блок, и именно в этот период, по данным НИИ проблем законности Генпрокуратуры, экологическая преступность в Ленобласти была одной из самых высоких в стране.
Олег Митволь, Росприроднадзор:
— Сотрудничества с Кирилловым я для себя не вижу. А с моим уходом у заинтересованных лиц может появиться возможность отмывать огромные деньги.
Александр Сутягин, независимый экологический проект «Мониторинг БТС»:
— Именно пока Кириллов был главой Выборгского района и вице-губернатором Ленобласти, у нас начался бум строительства нефтяных терминалов и был поставлен крест на обещании объявить Карелию национальным парком.
P.S. Сразу после назначения Владимира Кириллова главой Росприроднадзора редакция «Новой» отправила ему запрос с просьбой поделиться рабочими планами, а заодно и прокомментировать отдельные факты своей биографии. Мы спрашивали у Владимира Владимировича, как могло случиться, что будущий главный эколог страны сыграл такую неблаговидную роль в судьбе озера Красавица? Почему именно в бытность Кириллова главой Выборгского района Ленобласти осваивание земельных и лесных ресурсов в этом регионе шло практически бесконтрольно? А также: действительно ли один из многочисленных эпизодов задержания контрабанды на Выборгской таможне был связан с его именем?
Однако Росприроднадзор в лице своего нового начальника и его канцелярии проявил редкую рассеянность. Первый наш запрос, по информации канцелярии, был передан помощнику Кириллова Константину Цыбко, где и сгинул. По просьбе Цыбко редакция продублировала запрос, но и его, видимо, постигла та же участь, поскольку на днях в приемной Росприроднадзора «Новой» предложили отправить документ повторно. В связи с тем, что между датой отправления первого запроса (29 января) и сегодняшним днем прошло более месяца, а внятного ответа так и не поступило, редакция решила больше не докучать чиновникам и считать их молчание исчерпывающим комментарием.Валерий Береснев, Анатолий Заостровский —для «Новой»,Санкт-Петербург