Сюжеты · Общество

Палач с синим карандашом

В редакции «Новой» оказался документ, неопровержимо изобличающий Сталина как непосредственного организатора репрессий

Олег Хлебников , ведущий рубрики «Настоящее прошлое»
Фото: РИА Новости
Многие по-прежнему оправдывают зверства сталинизма некоей исторической необходимостью. Многие, привыкшие по старой российской традиции любить царя, а в злодеяниях винить бояр, хотят видеть Сталина в белом, незапятнанном кровью кителе и во всех тяжких преступлениях советской власти против собственного народа обвиняют исключительно Ежова и Берию. Люди часто не хотят знать страшную правду и предпочитают жить иллюзиями. Так спокойнее.
Но вот передо мной рукописный проект Постановления ЦК, датированный 5 июля 1937 года. Постановления «о заключении в лагеря… всех жен осужденных членов правотроцкистской… организации».
Постановление ЦК ВКП(б) от 5 июля 1937 года «О заключении в лагеря НКВД… всех жен осужденных членов правотроцкистской организации»
Чудовищно само по себе! Если даже предположить, что муж виновен (хотя, конечно, никакой «троцкистской шпионско-диверсионной организации» не было), почему за него должна отвечать еще и жена? Это что — та самая историческая необходимость? Необходимость в женах-Павликах Морозовых? Ведь единственное, что могло спасти ни в чем не повинных женщин (даже в проекте Постановления их не называют шпионками или диверсантками — только женами своих мужей, вот и вся их вина!), это донос на мужа — причем обязательно еще до его ареста. Если после, это могло лишь сократить срок. Ужас!
Но вглядимся в документ. Особенно в правки и дополнения, сделанные синим карандашом. Наркомвнудел (то есть Ежов) предлагал заключать жен «троцкистов» в лагеря на 5 лет — синий карандаш увеличил срок до восьми. Ежов предлагал «оставшихся после осужденных детей-сирот взять на государственное обеспечение» — синий карандаш уточнил: только «до 15-летнего возраста» — и добавил: «что же касается детей старше 15-летнего возраста, о них решать вопрос индивидуально».
Это означало: если затаил злобу на родную советскую власть или просто не сдержан на язык, отправлять вслед за матерью в лагеря или вслед за отцом в небытие.
Еще этот синий карандаш старательно добавлял к сухому «члены правотроцкистской организации» расстрельное определение — «изменники родины». Действительно выразительнее каких-то «правых троцкистов». Слово пошло в народ. И появился в Казахстане «АЛЖИР» — акмолинский лагерь жен изменников родины.
В чьих же руках был жестокий синий карандаш?
Мы решили это установить и отправили документ на экспертизу в Содружество экспертов Московской государственной юридической академии (СОДЭКС). Вывод опытных экспертов был однозначен: «Карандашные правки синего цвета, изображения которых имеются в копии проекта Постановления ЦК, датированного 05.07.1937 г., выполнены И. В. Сталиным».
Благодарим экспертов СОДЭКСа за оперативную и профессиональную работу.
А поклонникам Сталина предлагаем подумать над такой вот задачкой: кто настоящий автор тех «перегибов», якобы за которые был впоследствии расстрелян палач-карлик Ежов?
Что же касается самого Постановления ЦК… На основе его 15 августа 1937 года вышел знаменитый своим ужасающим цинизмом приказ № 00486, который прописывал все детали репрессий против верных жен, и начались аресты. Действовал этот приказ в таком виде до 17 октября 1938 года, потом последовало некоторое смягчение.
Сколько всего женщин было отправлено в лагеря в 1937 — 1938 годах?
«Мемориальцы» Арсений Рогинский и Александр Даниэль пишут в предисловии к книге «Узницы «АЛЖИРа» (М., «Звенья», 2003): «Точная цифра нам неизвестна. Восстановить ее можно только по протоколам Особого совещания, к сожалению, пока еще остающимся нам недоступными. Некоторым ориентиром могут служить данные из <…> записки от 5 октября 1938 г. В ней руководство НКВД сообщало Сталину, что всего на основании приказа № 00486 «по неполным данным, репрессировано свыше 18 000 жен арестованных предателей…». Более точными выглядят данные об «изъятых детях»…
Итоговые цифры сообщил 29 января 1939 г. начальник АХУ НКВД Сумбатов в записке на имя Берия: «…С 15 августа 1937 года по настоящее время Административно-хозяйственным управлением проделана следующая работа:
Всего по Союзу изъято детей………. 25 342 чел.
из них:
- а) Направлено в детдома Наркомпроса и местные ясли 22 427 чел. - б) Передано на опеку и возвращено матерям…. 2915 чел.»
Цифры эти выглядят вполне достоверными. Но они заведомо неполны.
В них не включены данные о детях старше 15 лет, которые были признаны «социально опасными», арестованы и осуждены <…> Дело, однако, не в цифрах, а в непреложном факте — операция по приказу № 00486 была направлена не только против жен, но и против детей «врагов народа»…».
…Стоит ли удивляться, что пьеса Евгения Шварца «Дракон», написанная вскоре после войны и, можно сказать, в ознаменование победы над Гитлером, была в сталинской России запрещена?