Сюжеты · Политика

Один Козулин — новая единица экономических санкций

США заблокировали счета белорусских нефтехимических предприятий

Ирина Халип , Собкор по Беларуси
Посол США в Беларуси Карен Стюарт 12 марта объявила о своем отъезде. Ее отозвали в Вашингтон для консультаций. Белорусский посол в США Михаил Хвостов к тому времени консультировался уже пять дней: его отозвали в Минск сразу после того, как...
Посол США в Беларуси Карен Стюарт 12 марта объявила о своем отъезде. Ее отозвали в Вашингтон для консультаций. Белорусский посол в США Михаил Хвостов к тому времени консультировался уже пять дней: его отозвали в Минск сразу после того, как Штаты ввели новые экономические санкции против Беларуси.
Это логическое продолжение торга по поводу политзаключенных. 13 ноября прошлого года Америка ввела санкции в отношении белорусского государственного концерна «Белнефтехим». Американский минфин заморозил находящиеся под юрисдикцией США банковские счета концерна и его представительств в Германии, Латвии, Украине, России и Китае, а также счета дочерней американской компании Belneftekhim USA Inc.
Сначала белорусским чиновникам показалось, что американцы просто попугать решили. И под Новый год Александр Лукашенко пригрозил высылкой послу Карен Стюарт: «Она будет вышвырнута первой! Ходит по оппозиционным тусовкам и заявляет о возможности введения санкций в отношении Беларуси»… Но — не вышвырнул. И в феврале освободил полит­заключенных. Почти всех. Кроме Александра Козулина. Напомним, Козулин приговорен к пяти с половиной годам тюрьмы за участие в несанкционированном митинге 25 марта 2006 года.
После смерти его жены Ирины 23 февраля Козулина выпустили из колонии на три дня, чтобы он мог похоронить ее. Запад ждал, что в колонию он уже не вернется, — за три дня власти, по мнению американских и европейских чиновников, должны были принять решение об окончательном освобождении Козулина. Но спустя три дня Козулин вернулся в колонию, и стало очевидно, что освобождать его никто не собирается. Соединенные Штаты решили, что пора расширять санкции.
И тогда 7 марта министерство финансов США заявило о применении санкций в отношении всех белорусских предприятий нефтехимического комплекса с долей государства 50 и более процентов. Проще говоря, против всех. Потому что нефтехимических предприятий без соответствующей доли государства в Беларуси нет. Заместитель госсекретаря США по вопросам демократии, прав человека и труда Дэвид Крамер открыто заявил, что причина введения санкций — «нежелание белорусского правительства освободить Александра Козулина». Это серьезный удар по белорусской экономике. И не только по государственной: зарубежные счета «Белнефтехима» были едва ли не единственными легальными счетами белорусского государства на Западе.