Сюжеты · Общество

«12 часов 40 минут демократии»

Что выставляют

Именно так называется открывшаяся на прошлой неделе в Государственном историческом музее (ГИМ) выставка, посвященная 90-летию первого и единственного заседания Учредительного собрания 5 января 1918 года. Часы и минуты русской демократии...
Именно так называется открывшаяся на прошлой неделе в Государственном историческом музее (ГИМ) выставка, посвященная 90-летию первого и единственного заседания Учредительного собрания 5 января 1918 года. Часы и минуты русской демократии совместно материализовали ГИМ и Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ) при пассивном участии еще двух федеральных архивов.
Учредительное собрание — Конституанта — выражаясь высоким штилем времен Французской революции, впервые в истории страны было выбрано на основе, как тогда говорили, «демократической четыреххвостки», всеобщего, прямого, равного, тайного голосования. Причем выборы прошли уже после захвата власти большевиками. И победа на них эсеров изначально предопределяла недолгий путь русской Конституанты.
Часы и минуты демократии прошли как-то плоско, блекло и расточительно. Около часа шла борьба за право открыть заседание: либо по традиции это сделает старейший член Учсобра, по предложению эсеров, либо председатель ВЦИК, за которого стояли большевики. Еще три часа ушло на выборы председателя. Эсеры предлагали своего лидера В. Чернова, большевики — М. Спиридонову, тогда еще с ними сотрудничавшую. Большинством, естественно, прошел Чернов. Он еще на два часа закатил речь о целях и задачах. Потом долго выступал большевик Свердлов, а когда его предложения не прошли, большевики и левые эсеры демонстративно покинули зал Таврического дворца. Часа этак через четыре «устал караул».
Для внимательного обозревателя выставка, без искусственных к тому потуг, сама собой распадается на музейную и архивную часть, на «гимовскую» и «гарфовскую». Посетитель вместе с билетом как бы приобретает две ипостаси — зрителя и читателя. И становится объектом виртуального боя за право активизировать ту или иную его опцию.
У ГИМа в козырях отличная коллекция предвыборных плакатов и достойная попытка встроить в два малюсеньких зальчика музейную экспоненту. Представлен внешний вид избирателей на день 12 ноября 1917 года. Это «костюм сельской жительницы» и «костюм представителя буржуазных слоев». А рядом довольно рискованно представлен предполагаемый костюм… Зинаиды Гиппиус. На том основании (это вам объяснит экскурсовод), что поэтесса на время выборной кампании переквалифицировалась в политтехнолога — писала тексты для агитационных плакатов партии эсеров. «Одевать» Зинаиду рискованно уже потому, что она на сей счет была девушкой непредсказуемой и под настроение, как известно, любила позировать в трико.
Со стороны ГАРФа очень точный, в тему, подбор исторических документов, всегда приятно удивляющий меня, привередливого посетителя значимых мероприятий подобного рода. Да недюжинный экспозиционный профессионализм Алексея Литвина и его коллег-архивистов, готовивших «гарфовский» сектор выставки. Назову это лаконичной информативностью: читатель не успевает соскучиться над архивными фолио — его тут же заботливо превращают в зрителя и обращают на зарисовки с натуры членов Учредительного собрания. Здесь вам и Ильич, без холуйской ретуши последующих годов, и матрос Железняк, отнюдь не свирепый тип, скорее полубогемный кокаинист.
Выставка на Красной площади продлится до 30 марта. Не упустите свой шанс, как упустила его Россия 5 января 1918 г. Где ж еще вы прикоснетесь к демократии…