Сюжеты · Культура

Евгений Евтушенко: Люди боятся любви

Интервью до и после премьеры

— Евгений Александрович, чем, на ваш взгляд, отличается рок-опера «Идут белые снеги…» от созданных ранее отечественных рок-опер? — «Идут белые снеги…» — это, пожалуй, единственная рок-опера, где сюжет построен на внутреннем мире человека....
— Евгений Александрович, чем, на ваш взгляд, отличается рок-опера «Идут белые снеги…» от созданных ранее отечественных рок-опер? — «Идут белые снеги…» — это, пожалуй, единственная рок-опера, где сюжет построен на внутреннем мире человека. За тем, что мешает людям соединиться, стоят не внешние обстоятельства и личности, а именно внутренние причины. Люди начинают бояться любви, потому что видят: рано или поздно она заканчивается. Каждому, кто начинает любить, кажется, что любит он навсегда. Но когда чувства угасают, возникает ключевой вопрос: «Любовь — лишь соучастие в убийстве любви?». Привычка убивает любовь, и ощущение чуда исчезает. Это очень большая духовная проблема. Это не приключенческий спектакль, а история борьбы людей с самими собой. Ведь самые страшные наши враги — в нас самих. — Отождествляете ли вы себя с лирическим героем? — Лирический герой в опере не персонифицирован. На сцене в образе различных актеров поют разные состояния его души. Один человек может очень сильно меняться. Ни в одной другой рок-опере человек не обращен так к самому себе, как в постановке «Идут белые снеги…». Я не участвовал в составлении композиции оперы. Композицию составляли чтец Сергей Чистяков и сам композитор. Я был поражен, как они сделали это. Все стихи, вошедшие в состав оперы, написаны разным женщинам. Но получается, что они посвящены не проблеме отношений с какой-то конкретной женщиной, а проблеме самой любви. Одна и та же история угасания любви повторяется из раза в раз. Это взаимоотношения человека и Любви с большой буквы. Вся драматургия мастерски построена на внутренних противоречиях этих взаимоотношений. — Можно ли сказать, что опера «Идут белые снеги…» выросла из ваших публичных выступлений, которые тоже порой сопровождались музыкой? — В какой-то степени да. В ней есть сила поражения искусством. Это роднит ее даже с самыми первыми моими выходами на публику. — Вы получили уже внушительное количество премий. Но почему они преимущественно зарубежные? — Чувства людей во всех странах одинаковые. Разделять их по национальному признаку, несмотря на различие в образе жизни и традициях, — все равно что делать химический анализ слезы. Поэтому для меня не так важно, где я получил премию. Мне важно осознавать общность чувств. — Евгений Александрович, чего еще, кроме премьеры рок-оперы «Идут белые снеги…», ждать к вашему юбилею? — Уже прошла презентация моей книги «Весь Евтушенко», которая стала уникальным изданием. Это труд, состоящий из полутора тысяч страниц и, конечно, это один из самых дорогих подарков к моему 75-летию. В ней — предельно откровенный автопортрет и галерея поэтических портретов моих современников от сибирской бетонщицы Нюшки до Шостаковича и Сахарова, Пикассо, Роберта Кеннеди. Дальше я собираюсь продолжать выступать перед слушателями со своими стихами. Это моя внутренняя потребность.