Избирателю приходится со всех сторон выслушивать рекомендации, как ему следует поступить с бюллетенем. Но это не вся правда. Ведь с бюллетенем можно сделать не только то, «что следует», но и вообще все, что хочешь. Другой вопрос: что тебе...
Избирателю приходится со всех сторон выслушивать рекомендации, как ему следует поступить с бюллетенем. Но это не вся правда. Ведь с бюллетенем можно сделать не только то, «что следует», но и вообще все, что хочешь. Другой вопрос: что тебе за это будет и как это твое действие отразится на общем итоге голосования. Мы решили помочь гражданам разобраться во всех возможных вариантах поведения на выборах.
Главное — результат
Понятие «результат выборов» неоднозначно.
Во-первых, избирателей прежде всего интересует, какие партии пройдут в Госдуму. Опыт показывает, что 7-процентный барьер преодолевают 3—5 партий, хотя не исключен вариант, когда проходят всего две партии.
Во-вторых, важно, сколько каждая партия получит мандатов. Это зависит от расклада голосов. «Цена» одного мандата при явке около 50% — примерно 120—150 тыс. голосов, однако решить судьбу последнего мандата может меньшее число голосов (30—40 тыс.).В-третьих, результат выборов — это имена 450 депутатов. Кто из кандидатов прошедших в Думу партий получит мандаты, зависит от итогов голосования за конкретную партию во всех регионах. На судьбу определенного кресла на Охотном Ряду может повлиять даже сотня голосов.
В-четвертых, партии, набравшие более 3%, будут в течение 4 лет получать деньги из госбюджета — ежегодно по 5 руб. за каждый поданный за них голос (не исключено, что расценку новая Дума увеличит).
В-пятых, трехпроцентный рубеж важен еще с одной точки зрения. Партии, получившие менее 3%, обяжут заплатить СМИ за «бесплатные» телеэфир и печатную площадь. Для партий, внесших избирательный залог, важно получить более 4% — в этом случае залог им будет возвращен.
В-шестых, важен моральный фактор. Ведь сосчитать проценты можно, например, от числа всех зарегистрированных избирателей, а также числа избирателей, принявших участие в выборах, или от числа действительных бюллетеней. Главное — это проценты, подсчитанные от числа проголосовавших избирателей, то есть от количества бюллетеней, попавших в ящики для голосования. Именно эти проценты обнародует ЦИК России. Остальные цифры, в том числе абсолютное число голосов или число полученных партией мандатов, запомнят только специалисты.
Что с вашим голосом?
Принято считать, что голоса, поданные за списки не прошедших в Думу партий, как и «недействительные» голоса (раньше — еще и голоса «против всех»), передаются партиям, которые попадают в Думу. Юридически это неверно: голоса никуда не передаются, а просто не учитываются при распределении мандатов. Но фактически те, чьи голоса не участвуют в распределении мандатов, «передоверяют» голоса избирателям, которые проголосовали за прошедшие в Думу партии.
Однако это относится не только к тем, кто опустил бюллетень в урну, но ко всем, кто не голосовал за эти партии: и к тем, кто разорвал бюллетень, и к тем, кто вообще не пошел на участок. Поэтому человек, голосующий за партию, которая может не попасть в Думу, рискует, что его голос «пропадет», а тот, кто делает бюллетень недействительным или просто не идет на избирательный участок, гарантированно «передоверяет» голос.Впрочем, все сложнее, поэтому разберем все варианты поведения избирателя.
Что делать?
У избирателя есть несколько вариантов поведения на выборах.Первый, естественный — проголосовать за одну из 11 партий, включенных в избирательный бюллетень.
Второй — сделать бюллетень недействительным.
Третий — получить бюллетень, но не опустить его в урну для голосования, а, например, выбросить в мусорный бак или забрать на память.
Четвертый — получить открепительное удостоверение и не пойти голосовать.И пятый — просто остаться дома.
Как насчет бойкота?
Начнем с варианта № 5 — не ходить на избирательный участок. Как известно, порог явки отменили. И если раньше большое число бойкотировавших выборы избирателей могло привести к признанию их несостоявшимися, то сейчас бойкот перестал быть эффективной формой протеста.
Вариант № 4 — взять открепительное удостоверение и не голосовать — более хитрый (так в советское время поступали некоторые инакомыслящие), но и бессмысленный. Гражданина, получившего удостоверение, вычеркивают из списка избирателей и вновь вносят в список только тогда, когда он приходит на участок. И если избиратель, получивший открепительное удостоверение, не придет голосовать, показатель явки (он получается делением числа пришедших голосовать на число зарегистрированных избирателей) не снизится, а повысится. Так что это — не лучший вариант.
Вариант № 3 — получить бюллетень, но не опускать его в урну. Процент голосов, которые получают партии, считается исходя из числа бюллетеней, извлеченных из урн. Поэтому данный вариант, как и № 2, приводит к увеличению показателя явки (напомним, что порог явки отменен), но не влияет на процент, получаемый партиями.
Недействительные бюллетени
Вариант № 2. Сделать бюллетень недействительным можно, например, не делая в нем никаких отметок или, наоборот, поставив крестики в двух, трех и так далее полях. Если голоса считаются честно, то все эти варианты равноценны. Но если есть угроза фальсификации, то следует иметь в виду: чистый бюллетень может запросто превратиться в бюллетень, поданный за одну из партий. А вот с бюллетенем, где поставлены, например, две отметки, трудно что-либо сделать.
Недействительные бюллетени уже определенным образом влияют на результат выборов: если их окажется больше 40%, то выборы будут признаны несостоявшимися (правда, такой исход маловероятен). К тому же недействительные бюллетени снижают процент голосов, получаемых всеми партиями. Это значит, что повышается вероятность непопадания в Думу партий, результат которых близок к 7%. И если благодаря недействительным бюллетеням какая-то партия будет отброшена за 7-процентный барьер, то в выигрыше окажутся те, кто этот барьер преодолел, — они поделят ее мандаты.
Если голоса «против всех» можно было однозначно квалифицировать как протестное голосование, то о недействительных бюллетенях этого сказать нельзя. Кто разберет, почему избиратели подают такие бюллетени: то ли по ошибке, то ли по незнанию, то ли просто не знают, за кого голосовать? Протест размывается в общей массе.
Голосование
Возвращаемся к варианту № 1 — голосовать за одну из партий. Если партия, за которую избиратель проголосует, не попадет в Думу, то последствия для распределения мандатов будут такие же, как и в случае с недействительными бюллетенями. Однако заранее нельзя узнать, кто попадет в Думу, а кто нет. Рассуждения на эту тему часто преследуют цель: убедить избирателей не голосовать за определенную партию. Именно из-за этих внушений партия часто и проигрывает.
Кроме того, нельзя утверждать, что голоса, поданные за партию, не преодолевшую 7-процентный барьер, совсем пропадают. Как отмечалось выше, если они позволят партии набрать более 3%, это даст ей возможность получить государственное финансирование и избежать оплаты «бесплатного» эфира, а если партия получит более 4%, то ей вернут 60 миллионов рублей, выплаченных в качестве залога. Иными словами, если партия получит больше 3%, у нее есть хорошие шансы выжить и участвовать в следующих выборах, когда конъюнктура может оказаться благоприятной. А если партия наберет менее 3%, ее шансы на выживание невелики.
Не вижу рук
И напоследок еще об одном заблуждении. Некоторые любители протеста утверждают, что, участвуя в нечестных выборах, мы обеспечиваем их легитимность. Звучит красиво, а на деле — глупость. Выборы не станут легитимнее, если явка будет чуть выше: при Советах она составляла 99,99%, но к легитимности это отношения не имело.
Показатель явки, конечно, имеет значение. Но 30—40% избирателей не участвуют в выборах вне всякой зависимости от того, честные они или не очень. Что на фоне этих 40% еще 5—10% граждан, бойкотирующих выборы в знак протеста? А ведь 10% избирателей при 60-процентной явке — это более 16% голосов, которых достаточно, чтобы провести в Думу две партии, обеспечить примерно 90 мандатов тем, кто попытается отстаивать интересы граждан.
Чем меньше грамотных и думающих людей будут участвовать в выборах, тем менее честными они будут. Если сидеть дома и делать вид, что протестуешь, можно дождаться того, что выборы вообще отменят.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»