Сюжеты · Политика

Оптовая партия

Идеологическое размежевание внутри «Единой России» напоминает борьбу за покупателя между огромным гипермаркетом и мелкими лавками

«Единая Россия» в разгар предвыборной кампании вдруг решила заняться организационным оформлением разномыслия в своих рядах: не ставшие реальностью два года назад идеологические «крылья» трансформируются в «платформы». Их будет пока три:...
«Единая Россия» в разгар предвыборной кампании вдруг решила заняться организационным оформлением разномыслия в своих рядах: не ставшие реальностью два года назад идеологические «крылья» трансформируются в «платформы». Их будет пока три: либеральная, социальная и консервативно-патриотическая. На первый взгляд ход весьма странный. Финишный отрезок кампании — не лучшее время объявлять о внутренних разногласиях. Надо бы демонстрировать монолитную сплоченность перед злобным хором партий-конкурентов, однако жизнь заставляет искать нестандартные ходы во власть. Вероятно, единороссы демонстрируют разномыслие не от хорошей жизни. После того как Владимир Путин в начале октября возглавил список «Единой России», высокопоставленные партийные функционеры и их кремлевские кураторы, по-видимому, решили, что игра сделана, еще не начавшись. В этой ситуации какая-либо идеологическая окрашенность единороссам показалась ненужной — достаточно было рожденного партаппаратом «медведей» безликого «плана Путина», который сам Путин назвал политической технологией. Ситуация вокруг избирательной кампании развивается вовсе не так гладко, как предполагали единороссы. Инфляция и рост цен на продовольствие в октябре стали политической проблемой, которую нельзя ни списать на происки мировой закулисы, пытающейся любыми средствами повлиять на исход выборов, ни решить с помощью правильного правительственного постановления. И предвыборные мобилизации тихо дремавшего российского общества подоспели. Реальность перестала совпадать с радужным настроем, и рейтинг «Единой России» несколько снизился. Партии потребовались дополнительные инструменты привлечения избирателей, в том числе с помощью выхода на избирательный рынок с некими идеологическими продуктами. Несмотря на тщательно вытоптанную российскую политическую лужайку, идеологически ориентированный избиратель в стране еще не вымер. А он предпочитает голосовать за партии, ассоциирующие себя с какой-нибудь идеологией. Не за партию власти с единственным лозунгом «Поддержим президента», а за «идеологические» партии, находящиеся от нее в непосредственной близости. Электорат надеется, что у этих, которые «около», больше шансов реализовать хоть какие-то «наказы». Вот и вынуждены единороссы обратиться к избирателям: ну зачем вам голосовать за коммунистов, эсэров, правых, яблочников или жириновцев, если мы сами предлагаем те же самые идеологические продукты (но, разумеется, лучшего качества)? Очень напоминает борьбу за покупателя между огромным гипермаркетом и мелкими лавками. Думается, организационно-идеологический плюрализм в рядах «Единой России» едва ли надолго переживет декабрьские выборы в Думу. Закончится «ловля человеков», и надобность в столь громоздкой конструкции, скорее всего, отпадет. Ведь российский чиновник (что бы ни говорили, именно его представляет «Единая Россия») не терпит плюрализма в таком ответственном деле, как государственное управление. Ссылки на мировой опыт — Японии, Мексики, Индии, — часто используемые единороссами для придания солидности собственным выкладкам, в нынешней затее с «платформами» не работают. Долгое время доминировавшие во всех этих странах партии, на которые так хочет походить «Единая Россия», были реальными, а не фиктивными центрами принятия решений: например, выдвигали кандидатов в президенты и в премьеры, вырабатывали стратегии развития своих стран. В этих условиях фракции и платформы внутри таких партий неизбежно превращались в площадки для поиска компромисса. А «Единую Россию», несмотря на чванливый вид высших партийцев, никто не собирается всерьез подпускать к власти. Так что не слишком понятно, что собираются согласовывать между собой «платформисты» и кого они будут при этом представлять. Впрочем, даже предвыборный эффект нынешнего внутрипартийного размежевания не очевиден. Ведь и в маленьких лавочках продукты по цене и качеству подчас не уступают гипермаркетовским. А в крупных сетевых шопах можно вполне нарваться на тухлятину.