Сюжеты · Общество

Франция

Орудия для борьбы с телевизором

Французское телевидение в чем-то схоже с российским: по нему часто — слишком часто, по мнению многих обозревателей, — показывают президента страны. В остальном — сплошные различия. На территории Франции создается новая система цифрового...
Французское телевидение в чем-то схоже с российским: по нему часто — слишком часто, по мнению многих обозревателей, — показывают президента страны. В остальном — сплошные различия.
На территории Франции создается новая система цифрового вещания: в данный момент она позволяет 70% жителей после покупки специального декодера ценой в 100 евро бесплатно принимать 19 программ: все «государственные» (на самом деле они финансируются государством лишь отчасти) — France 2, France 3, France 4, France 5 и Arte (культурный франко-немецкий канал), TF1 (самый популярный в стране), M6, одиннадцать частных каналов, в том числе два канала новостей, один детский канал, два музыкальных, и парламентский. При помощи спутника или кабеля в городах французы имеют платный доступ к десяткам других каналов, в том числе — к трем российским, но все они вместе взятые собирают лишь малую часть аудитории.
Потому дебаты о телепередачах, как правило, касаются лишь крупных частных и государственных каналов. Спорят о равном предоставлении эфира разным политическим силам, о пределах демонстрируемых в эфире сцен насилия, а также о времени, когда можно показывать криминальную хронику и репортажи с судебных заседаний.
В случае расследований и судебных процессов каналы следят за тем, чтобы преступники не превращались в «телезвезд», а камеры не допускаются в залы суда. Исключение может возникнуть лишь при согласии подсудимого, тогда разрешается снимать в течение двух-трех минут, перед началом заседания. Что касается освещения судебных процессов, то телевидение подает их всегда очень аккуратно: без описаний преступлений, только иногда, в специальных расследовательских передачах, но поздно, после одиннадцати вечера. И рассказывать о подозреваемом (и показывать его) запрещено законом — до тех пор, пока суд не признает его преступником.
Если в фильме или программе содержатся сцены насилия, надпись в углу экрана указывает возраст, до которого это не советуют смотреть.
Хотя на общедоступном французском телевидении и не увидишь жутких кровавых сцен (если они когда-нибудь и бывают, то в очень «мягком» варианте). Законом их демонстрация не запрещена, но существует некое джентльменское соглашение — избегать этого. Тем более что руководители телекомпаний и сами журналисты знают — зрители будут очень сильно протестовать, если такие сцены будут показаны. Ну, а в случае появления (вдруг) таких сцен CSA — Conseil Superieur de l’Audiovisuel (буквально — Высший аудиовизуальный совет) вынесет предупреждение каналу. Если подобное повторится, канал заплатит огромный штраф.
P.S. Во Франции никогда не было таких программ, как «600 секунд» на ленинградском ТВ: у нас просто невозможно показать подобные сцены. А нынешнее российское ТВ, по моим наблюдениям, становится все больше похоже на худшие образцы американского.