Сюжеты · Общество

Как «Миры» дошли до точки

Наш корреспондент Татьяна Кузнецова — о том, что на самом деле происходило на дне Ледовитого океана, кроме политического пиара

Мы вышли из Калининграда 13 июля. На следующий день мировцы (команда лаборатории глубоководных аппаратов под руководством Анатолия Сагалевича) перешли на «Федорова» — часть катером, пилоты — через воду в аппаратах. Никогда не думала, что...
Мы вышли из Калининграда 13 июля. На следующий день мировцы (команда лаборатории глубоководных аппаратов под руководством Анатолия Сагалевича) перешли на «Федорова» — часть катером, пилоты — через воду в аппаратах. Никогда не думала, что буду так бояться на раскачивающемся катере — с высокого борта «Келдыша» море казалось гораздо спокойнее. Вообще выяснилось, что запас храбрости у меня невелик — спускалась в люк трюма на «Федорове», например, с полным замиранием сердца: вот сейчас сорвется рука, соскользнет нога, и я, пролетев эти шесть-семь метров, упаду и, конечно же, умру. С теми же ощущениями «покоряла» «Мир»: пробиралась внутрь со скоростью улитки. А уже через неделю преодолевала все эти препятствия совершенно спокойно, даже быстро, на «Мир», правда, карабкалась медленно, но уже без всякой помощи.
На «Федорове» выясняется, что переправлять аппараты надо быстрее — ветер усиливается, а еще не все готово. «Миры» в первый раз покидают родной «Келдыш», где все для них приспособлено и известно до последней детали. Народ на «Федорове» был несколько растерян — раньше перевозили и танки, и трактора — и никогда такие сложные аппараты, которые еще надо поднять на высокий борт неприспособленным краном. Первый блин вышел совсем не комом. Главное преимущество «Федорова»: стоит в море, как скала, качка совсем не чувствуется. Если на «Келдыше» традиция — ежедневный волейбол, то на «Федорове» можно смело предлагать бильярд.
28 июля — день странный. Вчера показался первый лед — две небольшие, почти растаявшие льдинки. Через час — уже табун льдинок. К вечеру — «стада», но тонкого льда. Утром сегодня — сплошной лед. Не спаянный друг с другом, но как сказали — сплоченность льда 9 баллов — то есть 90 процентов поверхности океана покрыто льдом. И все задумались — как же опускать аппараты (завтра — тестовый спуск для проверки всех новых узлов). «Местные» — из Института Арктики и Антарктики — сами опешили от такого количества льда.
Полярники пообещали, что впереди будут полыньи — водные прогалины среди льда. И действительно, они стали появляться. Встретится ли полынья, когда мы дойдем до точки с нужной глубиной в 1,5—2 км… Сейчас «Федоров» идет прямо за ледоколом «Россия» в 300 метрах. И хотя «Россия» утюжит весь лед, мы идем, как по кочкам, ворочаемся с боку на бок. Льдины за бортом иногда выворачивает, и тогда видно, какие они толстые.
29 июля — день пробного погружения. Нашли все-таки полынью, «Федоров» прижался левым бортом ко льду, чтобы был максимум чистой воды по правому борту. Полынья солидная — около километра в диаметре. Журналисты, бедолаги, бегают как лоси по всему кораблю и отовсюду их выгоняют: «сюда нельзя», «здесь грузовые работы», «здесь опасно». Спустили аппараты нормально, только медленно. Внутри — по двое мировцев. На погружении вылезли проблемы с манипуляторами на «Мире-1» и локатором на «Мире-2», которые надо успеть устранить до 2 августа. Кстати, в этом особенность мировцев — никаких «автосервисов», все делают своими руками: перебрать, спаять, выточить новую деталь, любые сбои устраняются тут же, в море.
Навигация велась по одному радиомаяку, поэтому аппараты всплывали дольше, чем обычно, — все, что они знали, — это свое расстояние до маяка, который был спущен с борта судна. Что интересно, «Миры» всплыли у самой кромки льда, буквально вынырнули из-под него.
Мы идем дальше. «Федоров» пару раз в день застревает, и тогда появляется «утюг» «Россия» и, распарывая лед, обходит «Федорова» и идет опять впереди. Когда «Федоров» в движении, в носовом трюме, где стоят аппараты, все орут — надо перекричать постоянный скрежет и хруст льда о борта.
30 июля. Сегодня — лекция Никиты Овсянникова из Института проблем экологии имени Северцева — о белых медведях. Когда он говорит об их страданиях в зоопарках, о том, что их нельзя убивать — только отпугивать, о том, как новорожденные медвежата, которые еще не могут бегать, только ползают, — играют и играют, чтобы научиться всему, начинаешь любить медведей и понимаешь, что они действительно высокоорганизованы и социализированы. Но вымирают — у нас к тому же их чудовищно много отстреливают: за время покорения Арктики убили более 100 тысяч медведей. Овсянников сказал, что медведи обеспечили наше покорение Арктики. Сейчас по миру оценивают популяцию в 25—30 тысяч особей, в России — около 5 тысяч. Почти все исследования белых медведей проводят на американские деньги.
31 июля. Координаты — 87 градусов северной широты, 56 градусов 52 минуты восточной долготы. За сутки пройдено 188 миль, до полюса осталось 300 миль, ветер 5 м/с, температура воздуха +2 градуса, температура воды -1 градус, сплоченность льда — 10 баллов. Мировцы работают в трюме на аппаратах. Некоторые — до полуночи. Женя Черняев (пилот «Мир-2» в погружении на Северном полюсе) и Витя Щадилов должны заново сделать управление манипуляторами на «Мире-1». Такого нет нигде в мире — в четыре руки огромный объем работы.
2 августа. Уже вчера GPS показал 90 градусов 00 минут северной широты. Полюс. Точка, ничем не отличающаяся от окружающего мира. И почти сразу стало понятно, что «Россия» не сможет сделать достаточную для погружения полынью. Ледокол ходил кругами, молол лед. Вертолет искал подходящую полынью. Нашел. Когда «Федоров» к ней приблизился, все пооткрывали рты: размер полыньи — 50 на 100 метров. А в нее еще встал и корабль. Задача для аппаратов, таким образом, усложнилась — надо всплывать практически под судном или очень близко к нему. Обычно на чистой воде пилоты «Миров» старались всплыть в 500 — 1000 метров от «Келдыша» — так безопаснее. А здесь — получается обратная задача. Но аппараты недаром совершили 800 погружений — это колоссальный опыт. Вертолет взял навигаторов и полетел устанавливать 3 гидроакустических маяка вокруг корабля — бурить двухметровый лед и опускать маяки в эти отверстия на глубину 100 метров. Все готово к «историческому погружению».
9 часов 25 минут утра. «Мир-1» (Анатолий Сагалевич — Артур Чилингаров — Владимир Груздев) опущен за борт. Он доходит до 200 метров глубины, можно опускать «Мир-2» (Евгений Черняев — Фредерик Паулсен — Майк МакДауэлл). Чтобы отгонять от парохода льдины, которые так и стремятся сомкнуться, постоянно работает подруливающее устройство, выпускающее сильную струю воды в сторону от «Федорова». «Мир-2» при уходе с поверхности неожиданно попал в эту струю и сильно шкиванулся, так что пилот Евгений Черняев даже не понял, что произошло. Через несколько минут навигационная антенна, спущенная на кабеле с борта, была выкинута на лед этой струей. Подрульку сделали потише, но не выключили, и «Мир-1» на всплытии тоже попал под нее, ударился о лед и сломал створки рубки.Почти три часа шел спуск на дно.
Провести день на дне океана в небольшом аппарате — проверка на прочность для любого человека. 8, 10, 12 часов в тесноте, в холоде и повышенной влажности — не для неврастеников. Легко испытать страх, когда тебе на лоб падает капля воды: всего-навсего конденсат. Про пилотов можно не говорить — у обоих сотни погружений, а наблюдатели пошли впервые, кроме Майка МакДауэлла. Переживаний было много, но радость от покорения Северного полюса — искренна. Чувство победы. На дне за два часа работы «Мир-1» поставил флаг России из титанового сплава на подставке, взял образцы грунта, а «Мир-2» положил тубус из нержавеющей стали с посланием потомкам и тоже отобрал пробы грунта с животными и воду. Жалко, что «Миры» не встретились на дне, хотя и были очень близко друг от друга. Причина — в поднявшейся от «единички» мути, которая практически не оседала и очень сильно портила видимость. А при плохой видимости подходить друг к другу было небезопасно.
Журналисты ждали «Мир-1» как никто. Задача была — поймать в объектив сам момент всплытия. Всем повезло: «Мир-1» всплыл с левого борта, пришлось заново подныривать под «Федоровым», чтобы оказаться со стороны крана. Экипаж встречало долгое «ура». «Двойка» вышла точно под стрелой крана и была так быстро поднята, что многие просто не успели ее отснять. На палубе появилось шампанское… Думаю, у всех мировцев было в этот день очень легко на душе. Аппараты с честью выполнили свою работу, впервые погрузившись в районе сплошного льда. Никаких проблем или внештатных ситуаций.
10 августа. Мы уже на «Келдыше». Аппараты перегрузили по воде. Мне повезло — я в качестве наблюдателя провела 30 минут в «Мире-2». Мы прошли 700 метров на глубине 2 метра. Думала, буду трусить, а совсем не испугалась.
Случайно в руки попали дневники Папанина, изданные в 1938 году. Здесь, на «Келдыше», читать их гораздо интереснее, чем в московской квартире.
Мировцам уже много лет приходится надеяться только на себя. «Могучая страна» вспоминала об аппаратах только после аварий «Комсомольца» и «Курска», а потом забывала напрочь. Все ученые, участвовавшие в экспедициях на «Келдыше», признают, что львиную долю их диссертаций и монографий составляют материалы, полученные в погружениях. Но все научные погружения были оплачены не институтом, не государством, а иностранцами, которые заказывали работы «Мирам». Даже вспоминать не хочется, что незадолго до начала северной экспедиции новая администрация Института океанологии РАН была готова списать «Миры» на берег, в ангар, а «Келдыш» переделать для «увеличения прибыльности». После успешных погружений об этом речи уже (пока?) не идет. «Миры» одержали еще одну победу.
Татьяна Кузнецова