Самохвалова представляют земляки — Тверская областная картинная галерея, не так давно принявшая от жены художника Марии Алексеевны архив: эскизы, графику, стихи, прозу, письма. Разговариваем с сотрудником галереи Владимиром Николаевичем...
Самохвалова представляют земляки — Тверская областная картинная галерея, не так давно принявшая от жены художника Марии Алексеевны архив: эскизы, графику, стихи, прозу, письма. Разговариваем с сотрудником галереи Владимиром Николаевичем Бибериным.
— В центре экспозиции — опрокинутая «Девушка», а на ее обороте — «Мальчик с самолетиком». Что это: опровержение «формулы Самохвалова»?
— Скорее дополнение. В наших руках самая большая коллекция эскизов и графики Александра Самохвалова — от юношеских рисунков до последних листов. В отличие от коллекции Русского музея, эта выставка отражает скрытые мотивы, что, поверьте, не менее интересно, чем пафос «звездных полотен».
Посмотрите, серия монументальных и наивных эскизов ладожских крестьян, навеянная церковными фресками, — хорошая иллюстрация того, откуда пошел есть самохваловский «индустриальный» стиль.
Многие живописцы начала века (а Самохвалов успел опробовать чуть ли не все тогдашние стили) «уходили в иллюстрацию» не от хорошей жизни. А он занимался книгой на пике славы, иллюстрируя собственные художественные тексты. Осталось загадкой, что же было вначале — рисунок или текст? Мы привезли несколько книжных циклов, и в их числе — «Историю одного города» Салтыкова-Щедрина. Убедитесь, они совершенно разные, но все — утопии, остранения, сказки (отдельная радость — водолазы, простодушные пращуры митьковских и тишковских персонажей.—Ю.К.).
Наконец, считается, что к концу жизни Самохвалов исчерпал свой талант, но это не так! С годами фактурный минимализм индустриальных «девушек» сменился роскошным импрессионизмом. И за это пришлось дорого заплатить. Представьте себе выпускника архитектурного отделения Петербургской академии художеств, лишь однажды, на старости лет, посетившего Рим!
Помню, лет 10 назад на выставке «Агитация за счастье» в Русском музее я увидел его конкурсную работу 1939 года «Появление Ленина на Всероссийском съезде Советов». Зал Смольного, колонны, туча народа, Ленин, «балетной походкой» восходящий на трибуну, люстры — и все это в мареве сплошной живописи, которая заставляла забыть о том, что происходит, и наслаждаться каждым квадратным сантиметром холста (место Ленина на выставке неожиданно занимает маленький картон «Обнаженная. На пляже», 1960 г.— Ю.К.). Премии Самохвалову не дали. Его находки никому не были нужны, и в конце жизни он почти не выставлялся…
— «Все о художнике» — стиль Тверской галереи?
— Пожалуй. У Самохвалова оказалось несколько неизданных повестей. И замечательная художница-жена…
— А что еще подобное вы могли бы показать?
— У себя — почти ничего. Императорский дворец, где мы обитаем, погряз в бесконечной реставрации, приходится гастролировать. Одна из любопытгых и совершенно забытых фигур — Трифон Захарович Погребенников, величайший художник по фаянсу ХХ века! Помните знаменитый сервиз «Москва—Волга»? Это его работа. Так вот, у нас есть и эскизы, и сервиз! Много чего еще есть, ведь галерея существует с 1866 года. Третьяковка, помнится, начинала с приобретения двух картин Репина, Тверская же стартовала с четырех.
Галерея «Ковчег», до 28 октября.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»