Сюжеты · Общество

Корпорация эрнстов

ТЭФИ — для москвичей?

Церемония вручения ТЭФИ завершилась предсказуемо: «Первый канал» задавил конкурентов. Числом. Телеакадемиков стало на 175 человек больше, но компания-то — одна Тринадцатую церемонию вручения национальной премии ТЭФИ-2007 традиционно...
Церемония вручения ТЭФИ завершилась предсказуемо: «Первый канал» задавил конкурентов. Числом. Телеакадемиков стало на 175 человек больше, но компания-то — одна
Тринадцатую церемонию вручения национальной премии ТЭФИ-2007 традиционно разделили на две — «Профессии» и «Лица» (одна церемония была бы марафонской).

В этом году в конкурсе участвовали работы из 455 городов, правда, в финальную часть вышли пять помимо Москвы — Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Томск и Ханты-Мансийск.
Весной численность академиков Телеакадемии увеличилась на двести человек. (Такое впечатление, что на телевидении уже не осталось неакадемиков.) Впрочем, количество голосующих на качестве не сказалось — вряд ли новообращенные члены смотрели все представленные работы. ТЭФИ опять была битвой каналов — голосовали по принципу корпоративности и назло конкурентам.

В связи с тем, что голосующих стало больше, теперь академики голосовали блоками по 21 человеку, а не по 13, как раньше. Кто именно будет выбирать, определял компьютер. Светлана Сорокина, к примеру, сразу предупредила компьютер, что не хочет участвовать в голосовании, и он ее не выбрал.
Сама церемония проходила в «Лужниках», куда на время переехал ГЦКЗ «Россия», и по ощущениям больше походила на хоккейный матч. Правда, на очень торжественный матч — игроки были в смокингах.
Зал меж тем зиял пустотами — во-первых, «Профессии» покажут по ТВ только в виде короткого дайджеста, во-вторых, ровно в это же время проходила премьера нового фильма Михалкова и все тусовщики отправились туда. Ну и, в-третьих, в пятницу еще одна ТЭФИ. Эрнст с Добродеевым, кстати, тоже в этот день не пришли.
Первым по количеству бронзовых «Орфеев» стал Первый канал — ему досталось 12 фигурок. Большинство наград собрали проекты Первого — «Две звезды», «Звезды на льду», «Цирк со звездами» и «Король ринга». С одной стороны, это действительно громкие проекты, что замечали и зрители, и телекритики, вручившие на прошлой неделе свой приз каналу за «масштабность развлечений». С другой — большинство академиков, голосовавших за эти программы, имели отношение к Первому. В спорной ситуации, когда все три кандидата в номинации «Звукорежиссер» получили по 7 голосов, президент академии Владимир Познер своим правом присудил победу Андрею Пастернаку за программу «Две звезды». Познер ведь тоже работает на Первом.
Зато в блоках, где преобладали академики не с Первого канала, дружили «против» него — две статуэтки достались «Культуре» (музыкальная программа и сценарист телепрограммы), одна — «Спорту» (Дмитрий Губерниев стал лучшим комментатором), одна — СТС («Истории в деталях» третий раз стали лучшей информационно-развлекательной программой). Два «Орфея» достались телеканалу «Россия» — за «Исторические хроники с Николаем Сванидзе» (зал встретил это решение аплодисментами) и за лучшую информационно-аналитическую программу — ею второй раз подряд стали «Вести недели». Причем второй раз подряд «Вести» обходят «Неделю с Марианной Максимовской» — вопреки здравому смыслу и мнению телекритиков, которые вручили Марианне и программе свой приз с формулировкой «за гражданскую и профессиональную отвагу».
Рен ТВ получил ТЭФИ за лучший документальный сериал «Другая война». Автор Игорь Прокопенко вызвал на сцену Марианну Максимовскую, сказав, что «она не очень заслуженно лишена этого права».
Не обошлось и без сенсаций — ТВЦ впервые за свою историю получил пять «Орфеев». Три из них — за фильм Александра Сокурова «Элегия жизни. Ростропович. Вишневская», а также сценаристу Леониду Млечину и лучшую программу для детей «Сто вопросов взрослому». Тут мнение академиков совпало с телекритиками, которые вручили ТВЦ спецприз «за попытку возрождения серьезного разговора в жанре ток-шоу».
Еще одним свидетельством битвы каналов стал тот факт, что ни одного «Орфея» не получили представители регионов. А программа «Час пик», уже несколько раз награжденная ТЭФИ и соперничавшая в этом году с «Вестями недели» и программой «Неделя с Марианной Максимовской», не получила ни одного голоса.
**Марианна Максимовская не для ТЭФИ?**
В Москве подведены итоги двух этапов 13-й церемонии ТЭФИ. Абсолютным лидером стал Первый канал, взявший 24 из 40 номинаций. Рекорд ТВЦ — 5 статуэток. У «России» - 4, у «Культуры» — 2, у «Спорта», СТС, РЕН ТВ, НТВ и ТРК «Петербург» — по одной.
Удивительно, но выбор телеакадемиков значительно совпал с мнением телепрессы, которая незадолго до церемонии ТЭФИ вручила свои призы. Статуэтки «Орфея» получили и программа «Закрытый показ» (Первый), и шоу Первого «Король ринга» («развлекательная программа: игра», конкурировала с отмеченными же прессой «Минутой славы» и «Звездами на льду»), и «Завещание Ленина», о котором — ниже.
В чем диаметрально противоположны критики и телевизионщики, так это в политических оценках. Так, антисобытием критики назвали закрытие «Интерньюс». И хотя предложения о вручении приза академии за личный вклад в развитие отечественного ТВ главе «Интерньюс» Манане Асламазян, ныне вынужденной уехать из России, звучали, приза ей так и не дали (хотя ТЭФИ знавала ранее и вручение двух спецпризов). Как не проголосовали и за программу Марианны Максимовской.
Впрочем, неожиданно нашло подтверждение мнение критиков о другом антисобытии, которое было сформулировано как «унификация и стерилизация информационного вещания, ограничение доступа к эфиру и цензурирование «не нашего» (других, несогласных, ближних и дальних соседей), манипулирование фактами и опережающая лояльность». Из церемонии, которая шла около 2,5 часа и на которую транслировавший ее СТС заранее выделил три часа, исчезли некоторые значительные смысловые цитаты. «Стерилизация вещания» коснулась высказывания Этери Левиевой, представлявшей «Совершенно секретно» и получившей приз за фильм «Анна Политковская. Последнее интервью» (номинация «Специальный репортаж. Журналистское расследование»). Левиева сочла данью уважения к убитой журналистке теплую реакцию зала, почтившего награждение вставанием и бурными аплодисментами. Но в эфир СТС не попала благодарность авторов в адрес ТРК «Петербург», где еще можно рассказать об этом ужасном преступлении. Отцензурировали и Михаила Горбачева, приглашенного для вручения спецприза программе «Взгляд» — к 20-летию. Из трансляции исчез рассказ о построенном в Петербурге в том числе и с помощью его фонда центре для детей, больных лейкозом. «Вот что такое демократия, — сказал Горбачев, — она есть: то, что сообщалось по второму каналу, совсем не сообщалось по Первому».
Впрочем, острота Владимира Познера в свой адрес осталась. Николай Дроздов, получив приз за личный вклад в развитие ТВ (зал долго его приветствовал), вспомнил о знакомстве с Познером (1953-й, биофак МГУ). «Я изучал физиологию человека, т.е. про него, а он — физиологию беспозвоночных, т.е. про меня», — сказал президент АРТ.
Сама церемония прошла сухо, хотя и с несколькими смешными вставными номерами. Зато возмущение вызвало голосование в информационном блоке. Методом случайной выборки в него попали заведующие информацией на Первом и «России» Константин Эрнст и замглавы ВГТРК Андрей Быстрицкий. Подтверждая худшие подозрения в корпоративности, они голосовали исключительно за свои каналы.
Впрочем, в номинации «Ведущий информационно-аналитической программы», где «Россия» не была представлена (номинанты — Марианна Максимовская, Юлия Мучник с томского ТВ-2 и Петр Толстой), Быстрицкий сделал выбор хоть в пользу конкурента — Толстого, но голосовать за негосударственное телевидение не стал. (Кстати, в положении вынужденного голосования за конкурента в двух номинациях — «Ведущий развлекательной программы» и «Телевизионный художественный фильм, мини-сериал» — оказался гендиректор «России» Антон Златопольский; в них была представлена только продукция Первого.) Для многих выбор откровенного пропагандиста стал пощечиной, а Владимир Молчанов даже покинул зал. Но Толстой (именующий себя в частных беседах, кстати, не иначе как «трубадуром кровавого путинского режима» и, видимо, полагающий, что удачно шутит) излучал счастье и благодарил со сцены Эрнста. Программу Максимовской обошли 19-го и «Вести недели» — с ведущим Андреем Кондрашовым. А не с Сергеем Брилевым, который, напомним, отработал почти весь телесезон и замена которого привела к падению рейтинга программы вдвое. Эталоном информационной профессии также стали Екатерина Андреева и «Время». Без комментариев.
Другой самой обсуждаемой номинацией стал «Телевизионный художественный сериал», который таки выиграло «Завещание Ленина» («Россия»). «Чудны твои дела, телеакадемия», — сказал режиссер Николай Досталь, получая «Орфея». Дело в том, что и его уникальную работу тоже «прокатили» 19-го, не дав призов ни за работу сценариста и оператора, ни за режиссуру. Но неожиданно сериал оказался лучшим. «Какая-то логика абсурда в этом награждении есть», — завершил мысль мастер.
Поздравив Константина Эрнста с триумфом Первого, «Новая» поинтересовалась, подсчитал ли он количество статуэток. Заверяя обратное, он осенил себя крестом: «Знаю, что в первой церемонии их было 12, в этой — не считал. Но я уже давно остро не болею по этому поводу». И напомнил о ТЭФИ (_2004 года_. — **Н.Р.** ), когда Первый лидером не стал. На вопрос, действительно ли он больше болел за «Время» (выражая свое удовлетворение, гендиректор вскинул кулак в жесте, подразумевавшем непатриотичное «Yes!»), Эрнст ответил: «Наверное, да — работают 500 человек; я их вижу как людей, а для них премия важна».
А вот остальные главы каналов — и Антон Златопольский («Россия»), и Александр Роднянский (СТС-Медиа), и Александр Орджоникидзе (РЕН ТВ) —комментировать итоги премии категорически отказались. Что тоже говорит не в пользу демократичности премии, которую, как оказалось, и обсуждать не хочется.
**Дословно**
**Владимир Познер, президент АРТ:** — Корпоративности стало гораздо меньше. Да, в этом году Первый канал явно торжествует, но это не потому, что среди членов академии больше сотрудников Первого, а просто потому, что они сильнее! В прошлом году среди членов АРТ был численный перевес у Первого, однако канал не первенствовал. Положа руку на сердце, просмотрев все номинации, скажу, что Первый имеет перевес просто потому, что они это лучше делают — будь то дизайн, промоушн и так далее. ТВЦ получил 5 статуэток. Впервые вообще! А это тогда почему? ТВЦ ведь представлен очень небольшим количеством людей.
Да, есть результаты, с которыми я категорически не согласен. Категорически! Как президент академии я вообще-то не имею права, может, я зря это делаю, но не могу удержаться — скажу. Мне неловко смотреть в глаза Марианне Максимовской. Юлия Мучник (томская ТВ-2) в номинациях «Ведущий» и «Программа» получила ноль голосов! И об этом никто не говорит.
Для меня это показатель того, о чем я сказал в начале церемонии: «Уважаемые академики, я понимаю вашу занятость. Если вы не могли посмотреть все, лучше не голосуйте». Аплодисментов я не получил — было гробовое молчание. Очевидно оттого, что я попал в какую-то болезненную точку.

**Даниил Дондурей, социолог, новый член АРТ:**
Мне не нравится процедура, начиная с открытости голосования. Публично за несколько номинаций голосует по 21 академику. Но начиная с XI века известно, что самая объективная процедура — тайное всеобщее голосование. Думаю, технология урны позволит выигрывать и регионалам, и небольшим каналам. А сегодня 60% призов собирает одна из более, чем тысячи компаний в стране. Первый, безусловно, лидер. И по креативу, и по экономическим возможностям, и по продвижению, но нельзя, как Чехов говорил, стулья ломать! Это ведь сказывается на падении авторитета ТЭФИ!
Я уважаю всех, кто победил. У меня нет претензий и к Толстому — существует официально утвержденная культура, вернувшаяся на ТВ из СССР. Но голосование по Марианне — приговор независимости академиков. Здесь все устройство, устав, процедура — верх цензурированности, подчинение профессиональных критериев корпоративным и отказ от личной независимости.
Ни в одной церемонии никто не может голосовать за себя. Но когда один голос, в том числе и напрямую работающего у самого себя гендиректора, решает судьбу профессии, — это нонсенс! Это не только профессиональный, но и моральный кризис ТЭФИ.
Мне не нравится контент НТВ, за исключением кинопоказа, но теперь я понимаю причины их выхода из академии.
**Победители ТЭФИ-2007**