Сюжеты · Культура

Присяжные оправдали Михалкова

Венецианский кинофестиваль­-2007: Никита Сергеевич получил «Специального Льва»

64-й Венецианский фестиваль оказался весьма успешным для российского кино. Прошлый форум окрестили «русским сезоном». В 2007-м Россию в основном конкурсе представлял фильм Никиты Михалкова «12», отмеченный «Специальным Львом» (премия не...
64-й Венецианский фестиваль оказался весьма успешным для российского кино. Прошлый форум окрестили «русским сезоном». В 2007-м Россию в основном конкурсе представлял фильм Никиты Михалкова «12», отмеченный «Специальным Львом» (премия не предусмотрена номинациями форума).
Приехал Никита Сергеевич прямо из окопа: со съемок «Утомленных солнцем-­2». Его едва можно было узнать — так он похудел, а волосы и усы окрасились в желтовато­белесый цвет (этого потребовала новая роль). Представил фильм, дал 78 интервью и банкет в отеле Des Bains, где когда­то Висконти снимал «Смерть в Венеции», получил «Льва» и вернулся опять в свои окопы в Гороховце.
«12» — это название должно ассоциироваться с «Двенадцатью рассерженными мужчинами»: именно столько присяжных решают судьбу подсудимого, чеченского мальчика. Это, несомненно, лучшая картина Михалкова за последние годы, а снимает он сейчас редко, семь лет мы не видели новых фильмов.
Но высот «Рабы любви», «Неоконченной пьесы…», «Обломова» и «Пяти вечеров», видимо, уже не достать. Новая картина при всех своих достоинствах заставляет предъявлять ее создателю серьезный счет (ведь он как­никак Михалков). К тому же собственные наши представления о мире часто не совпадают с трактовками и видением режиссера, а его новый продукт «продает» многое. Иконка между кредитками в кошельке героя Маковецкого — свидетельство перемен.
Короткометражка Леонида Рыбакова «Люди из камня» удостоена особого упоминания жюри конкурса короткого метра. Картина Александра Миндадзе «Отрыв» показана была в программе «Неделя критики» и понравилась в Венеции, вызвала отличную от российской реакцию зрителей. В ней уловили ощущение нестабильности, в которой живет российский человек после перемены эпох. А столкновения самолетов были восприняты на уровне метафоры.
А открывал фестиваль «Груз 200» Алексея Балабанова, участвовавший в информационной неконкурсной программе «Дни Венеции».
Приезжал и Александр Сокуров, чтобы получить премию имени Робера Брессона. Сокуров приехал вместе с продюсером своего последнего фильма «Александра» Андреем Сигле в надежде на переговоры с Джеком Николсоном. Были планы по поводу участия актера в будущем проекте Сокурова и Сигле «Фауст». (Но Николсон Венецию так и не посетил, хотя должен был вручать «Золотого Льва» Бернардо Бертолуччи.)
Русская тема имела продолжение и в картинах других режиссеров. Вдруг возник образ некоего папы Алеши из Советского Союза — в одной из китайских конкурсных картин. Появился любопытный персонаж — неверный муж Сергей, живущий в тунисской семье во Франции, изменяющий жене, — в картине «Секрет истины», получившей спецприз Большого жюри (другие переводы названия: «Тайна зерна» или «Рыбный кус­кус») Абделлатифа Кешиша.
Картина эта, кстати, лидировала в течение всего фестиваля в рейтингах критиков и публики. Но вот в предпоследний фестивальный день показали фильм Михалкова, и он оттянул большую часть голосов. Во всяком случае, зрительских (критики проявили последовательность).
В жюри тоже, вероятно, произошел какой­то раскол (говорят, что заседание продолжалось десять часов).
Возглавлял жюри выдающийся китайский режиссер Чжан Имоу. В составе жюри только режиссеры мирового уровня (это ноу­хау юбилейного Венецианского кинофестиваля). Удивительно даже, как их удалось собрать вместе.
В итоге мастера присудили «Золотого Льва» за лучший фильм картине «Вожделение, осторожность» Энга Ли. Того самого режиссера, который только два года назад держал в Венеции такую же статуэтку за гей­вестерн «Горбатая гора». Теперь у Энга Ли история не менее эротическая, но разнополая. События относятся ко временам Второй мировой войны, японской оккупации Шанхая. Героиня-подпольщица должна поразить врага в самое сердце, что она, собственно, и делает: побеждает любовью и красотой противника, члена правительства.
«Серебряного Льва» за лучшую режиссерскую работу вручили Брайану Де Пальма за фильм «Отредактировано», в документальной манере запечатлевший события в Ираке. Режиссера интересовала даже не война как таковая, а ее отражение в СМИ и интернете, которые и формируют восприятие происходящего.
Иракскую тему продолжил и Пол Хаггис в картине «В долине Эла», где герой Томми Ли Джонса (отличная актерская работа) разыскивает пропавшего сына, воевавшего в Ираке по контракту. Расчлененное тело сына найдут в Америке. С ним расправились его соратники­контрактники.
Кубки Вольпи за актерские работы достались звездам Голливуда Кейт Бланшетт и Брэду Питту за фильмы «Меня там нет» — о музыканте Бобе Дилане и «Убийство Джесси Джеймса трусом Робертом Фордом». (Кейт Бланшетт сыграла мужскую роль, одну из ипостасей Боба Дилана, и ее сразу не узнаешь в мужском костюме.)
«Золотых Львов» за карьеру вручили Тиму Бартону и Бернардо Бертолуччи.
Классики были представлены и в конкурсной программе. Дружно приехали даже те, чьи картины оказались вне основного конкурса: Вуди Аллен («Мечта Кассандры»), Маноэль де Оливейра — 98-летний мэтр португальского кино, Клод Шаброль, Питер Гринуэй (его картина о Рембрандте и его Саскии «Ночной дозор» участвовала в конкурсе), Кен Лоуч (сильная картина «Это свободный мир»).
Было нечто особенное именно в таком подборе фильмов, созданных великими стариками… Это собрание имен впечатляет в юбилейный для Венеции год.
Хотя особенных открытий не произошло. То ли это недоработка отборщиков, то ли небогат урожай осени, изрядно прореженный каннской весной…
Светлана Хохрякова,специально для «Новой»Венеция—Москва