64-й Венецианский фестиваль оказался весьма успешным для российского кино. Прошлый форум окрестили «русским сезоном». В 2007-м Россию в основном конкурсе представлял фильм Никиты Михалкова «12», отмеченный «Специальным Львом» (премия не...
64-й Венецианский фестиваль оказался весьма успешным для российского кино. Прошлый форум окрестили «русским сезоном». В 2007-м Россию в основном конкурсе представлял фильм Никиты Михалкова «12», отмеченный «Специальным Львом» (премия не предусмотрена номинациями форума).
Приехал Никита Сергеевич прямо из окопа: со съемок «Утомленных солнцем-2». Его едва можно было узнать — так он похудел, а волосы и усы окрасились в желтоватобелесый цвет (этого потребовала новая роль). Представил фильм, дал 78 интервью и банкет в отеле Des Bains, где когдато Висконти снимал «Смерть в Венеции», получил «Льва» и вернулся опять в свои окопы в Гороховце.
«12» — это название должно ассоциироваться с «Двенадцатью рассерженными мужчинами»: именно столько присяжных решают судьбу подсудимого, чеченского мальчика. Это, несомненно, лучшая картина Михалкова за последние годы, а снимает он сейчас редко, семь лет мы не видели новых фильмов.
Но высот «Рабы любви», «Неоконченной пьесы…», «Обломова» и «Пяти вечеров», видимо, уже не достать. Новая картина при всех своих достоинствах заставляет предъявлять ее создателю серьезный счет (ведь он какникак Михалков). К тому же собственные наши представления о мире часто не совпадают с трактовками и видением режиссера, а его новый продукт «продает» многое. Иконка между кредитками в кошельке героя Маковецкого — свидетельство перемен.
Короткометражка Леонида Рыбакова «Люди из камня» удостоена особого упоминания жюри конкурса короткого метра. Картина Александра Миндадзе «Отрыв» показана была в программе «Неделя критики» и понравилась в Венеции, вызвала отличную от российской реакцию зрителей. В ней уловили ощущение нестабильности, в которой живет российский человек после перемены эпох. А столкновения самолетов были восприняты на уровне метафоры.
А открывал фестиваль «Груз 200» Алексея Балабанова, участвовавший в информационной неконкурсной программе «Дни Венеции».
Приезжал и Александр Сокуров, чтобы получить премию имени Робера Брессона. Сокуров приехал вместе с продюсером своего последнего фильма «Александра» Андреем Сигле в надежде на переговоры с Джеком Николсоном. Были планы по поводу участия актера в будущем проекте Сокурова и Сигле «Фауст». (Но Николсон Венецию так и не посетил, хотя должен был вручать «Золотого Льва» Бернардо Бертолуччи.)
Русская тема имела продолжение и в картинах других режиссеров. Вдруг возник образ некоего папы Алеши из Советского Союза — в одной из китайских конкурсных картин. Появился любопытный персонаж — неверный муж Сергей, живущий в тунисской семье во Франции, изменяющий жене, — в картине «Секрет истины», получившей спецприз Большого жюри (другие переводы названия: «Тайна зерна» или «Рыбный кускус») Абделлатифа Кешиша.
Картина эта, кстати, лидировала в течение всего фестиваля в рейтингах критиков и публики. Но вот в предпоследний фестивальный день показали фильм Михалкова, и он оттянул большую часть голосов. Во всяком случае, зрительских (критики проявили последовательность).
В жюри тоже, вероятно, произошел какойто раскол (говорят, что заседание продолжалось десять часов).
Возглавлял жюри выдающийся китайский режиссер Чжан Имоу. В составе жюри только режиссеры мирового уровня (это ноухау юбилейного Венецианского кинофестиваля). Удивительно даже, как их удалось собрать вместе.
В итоге мастера присудили «Золотого Льва» за лучший фильм картине «Вожделение, осторожность» Энга Ли. Того самого режиссера, который только два года назад держал в Венеции такую же статуэтку за гейвестерн «Горбатая гора». Теперь у Энга Ли история не менее эротическая, но разнополая. События относятся ко временам Второй мировой войны, японской оккупации Шанхая. Героиня-подпольщица должна поразить врага в самое сердце, что она, собственно, и делает: побеждает любовью и красотой противника, члена правительства.
«Серебряного Льва» за лучшую режиссерскую работу вручили Брайану Де Пальма за фильм «Отредактировано», в документальной манере запечатлевший события в Ираке. Режиссера интересовала даже не война как таковая, а ее отражение в СМИ и интернете, которые и формируют восприятие происходящего.
Иракскую тему продолжил и Пол Хаггис в картине «В долине Эла», где герой Томми Ли Джонса (отличная актерская работа) разыскивает пропавшего сына, воевавшего в Ираке по контракту. Расчлененное тело сына найдут в Америке. С ним расправились его соратникиконтрактники.
Кубки Вольпи за актерские работы достались звездам Голливуда Кейт Бланшетт и Брэду Питту за фильмы «Меня там нет» — о музыканте Бобе Дилане и «Убийство Джесси Джеймса трусом Робертом Фордом». (Кейт Бланшетт сыграла мужскую роль, одну из ипостасей Боба Дилана, и ее сразу не узнаешь в мужском костюме.)
«Золотых Львов» за карьеру вручили Тиму Бартону и Бернардо Бертолуччи.
Классики были представлены и в конкурсной программе. Дружно приехали даже те, чьи картины оказались вне основного конкурса: Вуди Аллен («Мечта Кассандры»), Маноэль де Оливейра — 98-летний мэтр португальского кино, Клод Шаброль, Питер Гринуэй (его картина о Рембрандте и его Саскии «Ночной дозор» участвовала в конкурсе), Кен Лоуч (сильная картина «Это свободный мир»).
Было нечто особенное именно в таком подборе фильмов, созданных великими стариками… Это собрание имен впечатляет в юбилейный для Венеции год.
Хотя особенных открытий не произошло. То ли это недоработка отборщиков, то ли небогат урожай осени, изрядно прореженный каннской весной…
Светлана Хохрякова,специально для «Новой»Венеция—Москва
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»