Когда в 90-е годы зарплату учителям в некоторых регионах не платили по нескольку месяцев, а совсем рядом — за стенами школы — расцветало предпринимательство и появлялись иностранные фирмы с совершенно не нашими зарплатами, кадры из...
Когда в 90-е годы зарплату учителям в некоторых регионах не платили по нескольку месяцев, а совсем рядом — за стенами школы — расцветало предпринимательство и появлялись иностранные фирмы с совершенно не нашими зарплатами, кадры из образования побежали. В Москве каждый учебный год школы начинали с 5—6 тысячами вакансий. И вот в 1995 году, в самый разгар этого исхода учителей из школ, в Москве решили создавать свой городской педагогический университет. Ректором-организатором был назначен Виктор Рябов. Новый университет — в новое время, в новых условиях — масштабная задача. У Рябова был большой опыт: он был ректором Куйбышевского педагогического института и ректором Куйбышевского государственного университета, заместителем заведующего отделом науки и учебных заведений ЦК КПСС. Опыт иногда может мешать новому, но, как рассказывают о Рябове его бывшие студенты, груза, от которого надо было бы отказываться, у Виктора Васильевича просто не было. Еще в советские времена в Куйбышевском университете при нем студентам позволялось мыслить, а смелые мысли он поощрял и поддерживал. Сегодня наш собеседник — доктор исторических наук, профессор, академик Российской академии естественных наук, ректор МГПУ Виктор РЯБОВ.— Педагогические вузы в то время, когда вы создавали университет, считали хорошим результатом, если до школы доходили 30—40% выпускников. И сейчас есть педвузы, из которых до учеников доходят 6—7% специалистов. Пополнение учительских кадров было самой важной задачей при создании университета. Как вы собирались это делать? — Я много поработал в педагогическом образовании, ведь и Куйбышевский университет в значительной степени был ориентирован на подготовку кадров для школы. Мне всегда казалось, что для того, чтобы учитель пришел в класс, чтобы он не сбежал в первый же год работы, он должен адаптироваться к профессии за годы учебы. С самого начала в МГПУ мы ввели непрерывную педагогическую практику. Для этого перестроили учебный план. Весь пятый курс студент работает в школе. У нас сейчас 250 базовых школ. Пятикурсники зачисляются на работу, им идет педагогический стаж, а во второй половине дня (или в первой — по графику) продолжаются занятия в университете, только становятся они совсем иными: вместе с доучиванием студента идет активное сопровождение начинающего учителя — обсуждение того, что происходит в школе, что получилось, что не дается. Консультации у психологов и педагогов, семинары, круглые столы приобретают новое качество: это уже не просто общение студента и преподавателя, это коллеги, которым есть что обсудить. За год студенты втягиваются в работу, проходят адаптацию, и школа узнает молодого учителя, зовет приходить после выпуска. И 90% выпускников, которые идут в школы, остаются там, где проходили практику: ну как оставить класс, с которым год отзанимался, ребята не отпускают! Кроме того, студенту, который прошел такую педпрактику, участвовал в конкурсе «Педагогический дебют», аттестационная комиссия дает не 8-й разряд, как обычно выпускнику педвуза, а от 9-го до 12-го. Это повышает зарплату начинающему учителю в полтора—два раза.А результат — 75% выпускников с педагогическими специальностями идут в школу! После трех лет их остается 60—65%.— Учительское мастерство действительно не освоишь только в учебной аудитории. Оно во многом должно передаваться из рук в руки, от мастера к ученику. Но учитель — специалист в двух областях: в предмете, например в физике или в иностранном языке, и в методике его преподавания. Как удается совместить это?— Учебный план педагогических институтов, давая мощную методическую подготовку, всегда страдал в теории предмета. В классических университетах — наоборот. Была фундаментальная подготовка, но мизерная педагогическая практика: две недели — на третьем и три — на четвертом курсе. Мы сразу были педагогическим, но университетом. Все свои учебные планы мы строили так, чтобы этих ножниц избежать. Еще одно объединение, к которому мы стремились, — это учебная и научная работа. В университете был создан Научно-исследовательский институт столичного образования — НИИСО.— Наука в вузе — это важная тема. Одним из показателей, который влияет на место вуза в мировых рейтингах, является индекс цитирования научных трудов преподавателей. Но, как известно, у нас разорвана высшая школа и наука. 80% программ высшего образования не базируются на собственных разработках преподавателей. Финансирование науки в вузах составляет в среднем 10 долларов в месяц на одного преподавателя. Но если студент сам не вовлечен в процесс исследования, как он будет учить азам исследовательской деятельности детей?— В нашем университете на фундаментальные и прикладные исследования в среднем на преподавателя приходится 26 585 рублей в месяц. Наши преподаватели ведут научную работу, выпускают учебники, монографии, работают над новыми технологиями. У нас создан университетский научно-образовательный округ — 60 учреждений образования, от детского сада до вуза, в которых отрабатывается модель непрерывного педагогического образования. Совмещение программ дошкольного и школьного образования, педклассов и педколледжей, педколледжей и университета разработано нашими преподавателями. 12 городских экспериментальных площадок работают над актуальными проблемами педагогики, психологии, воспитания, дополнительного образования.Все научные разработки лабораторий нашего НИИ тут же попадают в студенческую аудиторию — не надо ждать, пока выйдет монография, реальные результаты исследований становятся известны студентам на лекциях, семинарах.Понятно, что современному учителю необходимо владеть информационными технологиями. У нас есть кафедры информационных технологий и мультимедийных средств обучения. В университете полторы тысячи компьютеров, 43 компьютерных класса, столько же мультимедийных классов. Техника — самая современная, какая только возможна. Дело в том, что нашим ребятам работать в московских школах, а это учебные заведения самых разных типов и видов: школы с углубленным изучением дисциплин, лицеи, гимназии, школы для одаренных детей и школы компенсирующего обучения. Учитель должен быть на уровне. Выпускнику надо быть конкуренто-способным на рынке труда.На базе университета создан ресурсный центр, мы учим информационным технологиям московских учителей, директоров школ, выиграли конкурс НФПК и учим учителей со всей страны.Мы — разработчики программ «Столичное образование»-3, -4, сейчас будет разрабатываться пятая программа. Мы на острие всех проблем образования не только столичного, но и государственного. На базе университета работала в прошлом году рабочая группа госсовета по образованию. Мы предложили новую модель высшего педагогического образования, стандарт.В столичном образовании работают около 10 тысяч наших выпускников. Рекламаций не получали ни разу. А в прошлом году Торгово-промышленная палата РФ выдала МГПУ свидетельство: уровень и качество подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов отвечают требованиям для включения МГПУ в реестр Торгово-промышленной палаты РФ.— Вы готовите специалистов не только по педагогическим специальностям?— Мы готовим специалистов по 36 специальностям и направлениям, из них 23 — педагогические. У нас 18 тысяч студентов. Я никогда не соглашусь, что педвуз, который готовит специалистов по непрофильным специальностям, занимается не своим делом. И важно не только то, что непедагогические специальности позволяют вузу зарабатывать небюджетные средства, которые можно потратить, например на научные гранты. Дело в другом. Узость педвуза, который замыкается только в педагогических специальностях, накладывает отпечаток на выпускников, а им узость мышления противопоказана. У нас есть и юриспруденция, и социология, и менеджмент, и связи с общественностью, и управление персоналом, и государственное муниципальное управление, дизайн. То, что открыты такие специальности, позволяет и педагогам давать разнообразные курсы не силами приглашенных почасовиков, а преподавателей собственных кафедр. Например, правоведение читают всем будущим педагогам преподаватели с нашего же юридического факультета, психологию — с психологического. А вот на подготовку специалистов по государственному муниципальному управлению мы выиграли конкурс, и ежегодно правительство Москвы направляет к нам на экстернат сто госслужащих из префектур, управ, аппарата правительства города.Любое общеуниверситетское или межфакультетское мероприятие, например конференция, позволяет общаться педагогам и другим студентам, они варятся в одном котле в студенческом научном обществе. Эта широта позволяет готовить другого специалиста. Разве педагогу не надо ориентироваться в экономической, социальной, правовой области? Да и специалистам по госуправлению очень полезно постоянно иметь в виду проблемы детства, образования.— Я слышала, что ректор в вашем университете доступен не только для каждого преподавателя, но и для студента, откуда на это силы и время у первого лица университета?— Первое лицо в нашем университете — студент. Это не просто красивые слова. Наши факультеты разбросаны по Москве, но техника позволяет, и мы проводим телеконференции: студенты задают прямые вопросы ректору. А с нового учебного года будут отдельный телефон и выделенное время, когда студенты смогут прямо звонить мне.— Сейчас на федеральном уровне идут разговоры о том, что надо сократить число педагогических вузов, оставить один на округ.— Это глупость. Никто из Москвы не поедет работать в Тулу. Или из Нижнего Новгорода — в Саратов или в Самару, а классические университеты никогда не были серьезными поставщиками учителей. Но педагогические вузы должны готовить так, чтобы учитель был не просто урокодателем, но человеком культуры.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»