Сюжеты · Общество

Восьмой, он же первый

На прошлой неделе одному из лучших футболистов страны – Эдуарду Стрельцову – исполнилось бы 70 лет

Андрей Успенский , корреспондент
Конец 80-х, матч чемпионата СССР на стадионе «Торпедо» (ныне имени Эдуарда Стрельцова). Сидящий рядом со мной мужчина в плаще говорит, что там, повыше, сидит Стрелец. Информация передается по цепочке и через пару минут народ на трибунах –...
Конец 80-х, матч чемпионата СССР на стадионе «Торпедо» (ныне имени Эдуарда Стрельцова). Сидящий рядом со мной мужчина в плаще говорит, что там, повыше, сидит Стрелец. Информация передается по цепочке и через пару минут народ на трибунах – в курсе. Старички вытягивают голову и даже смешно и неловко подпрыгивают, сидя на деревянных лавках, в надежде увидеть своего кумира, или нет, просто самого любимого футболиста, одетого в поношенный серый пиджак… На поле почти никто не смотрит…
Точно также в прошлом году на финале Кубка Дэвиса зрители с полчаса выискивали маленького толстенького человечка – Марадону, который скромно затерялся в гуще аргентинских болельщиков. …О присутствии Эдуарда Стрельцова, нарушавшего режим и игравшего не хуже сеньора Диего, на Восточной улице тогда так и не объявили…
Умирал Стрельцов в онкологическом центре на Каширке. В день рождения его друзья по «Торпедо» и сборной СССР пришли к нему, хотя знали, что он уже почти никого не узнает. А ночью его не стало. Говорят, что фактическое совпадение дня рождения и дня смерти случается только у великих и гениальных личностей…
Его родные рассказывали, что когда Эдик уже по окончании карьеры смотрел по телевизору футбол, то непроизвольно начинал двигать ногами – его словно тянуло назад на поле. На поле, которое ему пришлось покинуть в 1969 году, после того, как динамовский защитник Сергей Никулин, подкатившись под него в ничего не значивший игре за дубль, порвал ему ахилл…
По большому счету, остановить по-другому проходы Стрельцова было невозможно. Как-то после матча с «Торпедо» в раздевалке «Спартака» происходил разбор полетов. «Что же ты Стрельцова не закрыл? Вон как они Симоняна выключили из игры!..», - обратился тренер к защитнику. «Ну, Симоняна и я бы выключил…», - парировал расстроенный футболист…
Стрельцова выключили из игры в 1958 году, обвинив в изнасиловании гражданки Лебедевой. Ветераны до сих пор считают, что СССР стал бы в Швеции чемпионом мира, если бы Эдика не посадили…
Сегодня существует очень много версий того, по чьему указанию его отправили за решетку. «Палачами» называют могущественных покровителей ЦСКА и «Динамо», куда Стрельцов наотрез отказывался переходить. И тогдашнего министра культуры Екатерину Фурцеву, которая «запомнила» Стрельцова после того, как на приеме в Кремле по случаю победы советских футболистов на Олимпиаде в Австралии он не стал знакомиться с ее дочкой Светланой, сказав, что у него уже есть невеста… Как бы то ни было, но ему дали 12 лет лагерей с предписанием «использовать на тяжелых работах»…
Кстати, золотую олимпийскую медаль Мельбурна-1956 Стрельцов так и не получил. Не получил по той причине, что она полагалась только тем, кто играл в финале. Эдуард же, забивший два мяча в четырех предыдущих поединках, в решающем матче участия не принимал. Когда же на теплоходе «Грузия», который вез наших олимпийцев домой, Никита Симонян предложил Стрельцову свою медаль, то услышал в ответ следующее: «Если еще раз подойдешь ко мне с этим – обижусь!». А потом добавил: «Я еще молодой, еще выиграю…»…
Вот только в годы своего расцвета ему приходилось валить лес, а не забивать голы и вести к победам «Торпедо» и сборную. Хотя даже в заключении он продолжал тренироваться и духом не падал. Его письма оттуда маме Софье Фроловне поражают. Если б не знать, что они из зоны, можно ни о чем и не догадаться. Про лагерь он почти не пишет, а если о чем-то просит маму или своих друзей, то добавляет: если трудно или неудобно, тогда не надо…
Семь лет ему скостили. Но, по сути, это ничего не изменило. Потому что еще два года после отсидки ему не позволяли играть в футбол, называя за глаза пьяницей и насильником. Руководители федерации за Стрельцова вступаться и не думали. За него бился только родной ЗИЛ. После огромного количества писем, написанных на имя Брежнева, Леонид Ильич принял у себя руководителей завода и заявил: «А я не понимаю… Если слесарь отбыл срок, почему ему нельзя работать слесарем?..». И через час Стрельцов был заявлен за «Торпедо»…
…Однако мало кто знает, что 25 июля 1963 года он играл за «Торпедо» в товарищеском матче с «Черноморцем» в Одессе. И в присутствии 40 тысяч зрителей, приветствовавших его стоя, забил два гола. А однажды тренеру Марьенко пришлось выпустить Стрельцова на поле в Горьком, потому что болельщики грозились поджечь стадион. Народ ломал железные ограды, когда он вернулся из заключения и стал выступать на первенство Москвы за клубную команду завода… Свой же первый официальный матч Стрельцов провел лишь 15 апреля 1965 года в Баку. Всего же в том сезоне он отличился 12 раз в 26 матчах и, как и раньше, фирменно пасовал пяткой своим партнерам, а «Торпедо», спустя пять лет, вновь стало чемпионом страны…
Но на мировое первенство в Англию, вопреки здравому смыслу, Стрельцов не поехал. Власть посчитала, что человек с уголовным прошлым не имеет права представлять страну и быть примером для молодежи. Особо возражал министр культуры Демичев, а Леонид Ильич второй раз вступаться за футболиста, затмившего собой великих советских деятелей, не захотел… И даже в 1968 году, когда Стрельцов стал лучшим футболистом Союза, его отчислили из сборной перед чемпионатом Европы с официальной формулировкой – из-за возраста. И хотя в том сезоне он забил 21 мяч, отдельных людей это не волновало…
Да, он мог загулять. И в его биографии есть не очень достойные эпизоды. Взять хотя бы знаменитое опоздание на поезд, который вез сборную на отборочный матч чемпионата мира в Лейпциг. Однако именно гол 20-летнего Эдика, догнавшего команду на машине, в игре с поляками и стал решающим…
Карьера Стрельцова развивалась стремительно. Впервые в футболке «Торпедо» он вышел на поле 4 апреля 1954 года в Харькове. Парнишка, которому не исполнилось 17 лет, отыграл второй тайм и забил гол. А ровно через месяц он предстал перед московской публикой. И опять отправил в сетку мяч, принесший победу черно-белым. Через год, 26 июня 1955 года он впервые дебютировал в составе сборной СССР. И за полчаса сотворил хет-трик во встрече со шведами в Стокгольме…
Стадионы ломились на «восьмерку» по фамилии Стрельцов и даже окрестили его русским Пеле. В 1957 году у него выдались знаменитые «100 дней», в течение которых он забил 31 гол. Вот только сыграть против бразильца ему не дали ни в Швеции, ни в Англии... И даже когда кудесники мяча в 1965 года впервые приехали в Москву, Стрельцов с грустью смотрел с трибуны, как Пеле, издеваясь над защитниками, забивает в заполненных до отказа «Лужниках»…
А вот за последней игрой Стрельцова наблюдали всего 8 тысяч зрителей. «Торпедо» встречалось с минским «Динамо»… Провести прощальный матч Стрельцову, естественно, не удосужились…
Несколько лет назад в издательстве «Молодая Гвардия» решили выпустить в серии «Жизнь замечательных людей» книги о великих спортсменах – Яшине, Харламове и Стрельцове. Но пока вышел только том о Валерии Газаеве, выигравшем в 2005 году Кубок УЕФА. И хотя имя Стрельцова употребляется в каждом сборнике об отечественном и мировом футболе, книг, посвященных лично ему сегодня нет.
Досье «НОВОЙ»
Эдуард СТРЕЛЬЦОВ. 21.07.1937 – 22.07.1990. Нападающий. Заслуженный мастер спорта СССР. Начал играть в команде завода «Фрезер» (1951). Выступал за московское «Торпедо» (1953-1958, 1965-1970). В первенствах страны провел 222 матча, забил 100 голов. Чемпион СССР 1965 года. Лучший бомбардир чемпионата СССР 1955 года (15 голов в 21 матче). Обладатель Кубка СССР 1968 года. Лучший футболист Советского Союза 1967 и 1968 годов. В списке «33 лучших» – 6 раз (№1 – 4 раза). В сборной СССР провел 39 матчей, забил 25 голов (1955-1968). Олимпийский чемпион-1956. Участник отборочных матчей ЧМ-58, ЧЕ-68 и ОИ-68. Входит в «Клуб Григория Федотова» - 143 гола. Занял 7-е место в опросе «Франс футбол» («Золотой мяч») в 1957 году. Тренер детской футбольной школы московского «Торпедо» (1971-1990). Кавалер ордена «Знак Почета».