Сюжеты · Культура

Выставки июня с Юлией Квасок

Сектор обзора

Кабы не было в России ни революции, ни войн… С акварелей великой княгини Ольги Александровны, родной сестры Николая II, чудом не угодившей под колесо истории, смотрит эта наивная женская мечта. Сверху на стене усатый портрет отца —...
Будет, если с младых ногтей носить форму сестры милосердия, если семь лет ожидать благословения августейшего брата на любовь с первого взгляда (жених, офицер Куликовский, царской дочке не подходил — и все же Ольга за него вышла!).
…Если отправиться за суженым на фронт, рожать детей на чужбине, окончить дни на заокеанской ферме. Как старинные вышивки, простодушные акварели преподают урок терпения и веры.
Прибывшая на открытие выставки в Третьяковке невестка, Ольга Николаевна Романова–Куликовская, рассказывает: если кто–то начинал путаться в обращениях, ему предлагалось выбрать. Или Ольгу Александровну, или уж великую княгиню. А биографический фильм, показанный по нашему ТВ, гостья считает грубоватым...
**ГТГ, Инженерный корпус, до 29 июля**
Цветастая мечта царевны–эмигрантки по эту сторону границы оборачивается комиксом, мультиком, переводом Маршака.
На одной из площадок Коломенского — выставка Татьяны Мавриной «Прогулки по Москве». Большая часть парковых и архитектурных пейзажей зрителю не известна, лишь немногие работы замечательной рисовальщицы были выставлены в Пушкинском за год до ее смерти, в 1995 году. В Мавринской «гнутой» Москве чувствуешь себя как в расписанной изнутри чашке. Ряда панорам уже и нет в помине, а Москва все стоит и не бьется.

**Коломенское, Дворцовый павильон 1825 года, до 12 августа**
Мечтателю–мужу в отечестве тесно, а возвращение к традиции подобно инициации. Если собрать вместе фантазмы Кабакова, меланхолию Дюрера, буддийский канон и китайский анимизм, выйдет «семантический реализм» Михаила Черепанова. 21 июня — открытие его посмертной выставки в Музее Востока (художник ушел из жизни в 44 года). Дружеский концерт (Хельга Патаки — тин–вестал, китайская и японская флейты, Святослав Пономарев — поющие чаши, тибетский дунчен) поддержит гипотезу графика: размышления о смерти должны быть утешающе красивы.

**Государственный музей искусства народов Востока, до 1 июля**
На первой персональной выставке Нафтали Ракузина в галерее Pop–оff–Art — не бродящие по извилинам мозга духи, а дотошные живописные «снимки» книг из собственной библиотеки. Это напоминает оцифровку архива и выглядит тем грустнее, что все эти книжки — по искусству. Здесь и изломанный разворотом страниц Сезанн, и расходящиеся от переплета пустые московские улочки… «Собрать все книги бы да сжечь», как говорил классик. Но они завораживают, как засохшие бабочки на старом чердаке.
**Галерея POP/OFF/ART, до 14 июля**