Виртуальные государства стали множиться с удивительной скоростью. На ваш выбор: Русская Федеративная Монархическая Республика (РФМР), футуристическая Энтропия с конвертируемой валютой, Независимое Княжество Корвиния, Куриная Республика Куростан, Вампирская держава Оттомара Рудольфа Крецулеску...
Если кого-то не устраивает государство, выход есть — с вещами и в эмиграцию. Но этот спасительный рецепт недавнего прошлого стал общедоступен. А доступность — привела к крамоле: не нравиться могут ВСЕ государства. Есть, конечно, пример...
Если кого-то не устраивает государство, выход есть — с вещами и в эмиграцию. Но этот спасительный рецепт недавнего прошлого стал общедоступен. А доступность — привела к крамоле: не нравиться могут ВСЕ государства. Есть, конечно, пример майора Ее Величества Пэдди Роя Бэйтса, оккупировавшего старую нефтяную платформу и провозгласившего ее княжеством Силэнд. Он отпугивал захватчиков с помощью пушки, оставшейся со Второй мировой, добился де-факто признания и в итоге родину продал. Но больно хлопотно, да и по шее можно запросто получить…
Сеть предложила иной, безопасный и приятный вариант: создать виртуальную державу и принимать туда тех, кто тебе нравится. Таких республик, графств и королевств уже несколько сотен. И что примечательно: пока никто не воюет.
Полуигра, полуправда. Параллельное мироустройство. Но, как известно, параллельные прямые могут и пересечься. В какой точке истории и с какими последствиями... Об этом президентов, великих магистров и консулов расспрашивала корреспондент «Новой» Елена Потапова, посетившая русскоязычные государства-онлайн.
Виртустан (www.virtustan.net)
ОсновательЖитель Харькова Сергей Пустовойтов (он же король Пруль Первый).
История«Однажды я шел мимо какого-то рынка и заметил висящий там флаг транснациональной компании, — рассказывает Сергей Пустовойтов. — И у меня возникла мысль, что эта корпорация — вполне себе виртуальное государство. У нее есть флаг, законы, территория, гимн, национальная одежда, традиции, годовой бюджет и т.п. В ноябре 2004 года я взял и сформулировал идею своего виртуального государства в блоге. К моему удивлению, к проекту начали присоединяться все новые и новые участники».
НаселениеСреди подданных короля Пруля Первого 84 человека, 1 птица, 10 кошек и котов.
Государственное управлениеПруль Первый — убежденный монарх (как и большинство глав виртуальных государств). По его словам, «демократия — это сплошная говорильня». Но в то же время он не сторонник деспотизма. Абсолютная монархия в Виртустане подразумевает, что «оспорить или обжаловать решения короля невозможно. Переубедить можно. Но можно и не переубедить». Правда, приятная примесь анархии освобождает граждан от каких-либо обязанностей. Главный принцип конституции Виртустана — НЕ НАВРЕДИ. «А желательно еще и что-то полезное делать…»
Внешняя политикаУже заключены дипломатические договоры с четырьмя виртуальными государствами, планируют создание Лиги виртуальных микронаций.
Деятельность населенияПо словам Его Величества, граждане Виртустана «постоянно получают удовольствие», «помогают друг другу», «общаются», «обучаются» (читают статьи и задушевные рассуждения Пруля Первого), «занимаются исследованиями» (пытаются найти несоответствия в этих статьях и оспорить Его Величество). В целом это и есть непринужденное общение в лучших интернет-традициях. Единственная обязанность (в форме настоятельной рекомендации) граждан Виртустана — чтение одноименного жж-сообщества и участие в обсуждении появляющихся там постов. Причем отвечать на новые сообщения нужно почему-то непременно в течение суток.
Территория«Официальной территорией государства является «виртуальное пространство, 1 гектар на территории Луны, Каменный остров в Канакской бухте, планеты Меркурий, Венера, Юпитер, Плутон, Европа (спутник Юпитера), Солнце (солнечная поверхность), астероид Эрос; Подземелье (The Dungeon), часть комнаты Пруля (The Corner)».
ЭкономикаОдно огорчает короля Виртустана — недостаток денежных средств. Его Величество активно призывает своих подданных вносить материальные пожертвования с помощью системы webmoney. «Дорогую технику можно не дарить, а давать во временное пользование, — поясняет Пруль Первый. — Еще очень нужна подводная лодка».
Под текст
«В игре ты красавец, предводитель. Да и вообще - гений»
Преподаватель кафедры политического анализа факультета государственного управления МГУ Ольга МИХАЙЛОВА:
— Виртуальное государство, часто создаваемое в виде деловой игры, позволяет участникам проявить себя в роли активных политических деятелей. Во всяком случае, гораздо быстрее, чем в реальности. Это отличная возможность тестировать способы управления государством, а потом, быть может, использовать их в реальности. На мой взгляд, развитие виртуальных государств не отчуждает людей от реальных. Наоборот, они должны делать реальную политику более доступной для понимания и осмысления. Прочувствовав суть государственного управления в игре, открыв для себя механизмы и законы политической власти, легче встроиться в реальную политическую жизнь страны и активно участвовать в ней. Чем больше будет таких государств, чем больше активных участников они будут привлекать, тем теснее реальное государство будет связано с обществом».
Психолог, заведующий кафедрой общей психологии МГУ Александр ВОЙСКУНСКИЙ:
— Это новые, еще не испробованные формы общностей, человеческих объединений с принципиально новыми целями и задачами. Почему люди занимаются этим? Это может быть желание воплотить свои взгляды, самовыразиться. Сейчас, вместо того чтобы придумывать новую философскую систему или проект переустройства мира, человек все чаще и чаще придумывает игру с определенными правилами или государство со своими законами. Это в какой-то степени проще и доступнее. Кажется, что за пару недель можно испробовать все модели общественного устройства. Определить для себя все достоинства и недостатки. Еще причина — в нереализованности человека. Здесь ты недостаточно красив, заикаешься и хромаешь. К тебе не прислушиваются. А ты способен на большее. В своей игре ты красавец, предводитель, да и вообще гений. С точки зрения психического развития отдельного человека это полезно. Усвоение новых функций, знаковых систем — это, безусловно, обогащение. Во что ты употребишь появившиеся возможности, зависит от твоих моральных установок и от того, куда тебя толкнет жизнь».
Новая Европа.Ру (www.neweurope.ru)
ОснователиЭто государство — дело рук группки энтузиастов во главе с Валерием Новоскольцевым (ныне председателем Парламента «Новой Европы»).
ИсторияНовая Европа.Ру родилась на свет 26 февраля 2006 года. Новые Европейцы сразу же избрали Парламент (в нем 101 участник), председателя Парламента, Правительства, Верховного суда и всех остальных руководителей. Как только авторы проекта оформили политическую систему, они сразу взялись за образовательную программу. В тот же день постигли премудрости «формирования корпоративных структур информационного (постиндустриального) гражданского общества».
Государственное управлениеЧлены Парламента и Правительства — ревностные граждане в Интернете и успешные бизнесмены по жизни. Они уверяют, что в оффлайне людей воспринимают не как личностей, а как физических лиц. А в их государстве все наоборот! Здесь власть помогает каждому гражданину на сто процентов проявить свой потенциал.
Внешняя политикаДружить, общаться с другими виртуальными и реальными государствами, добиваться их признания «Новая Европа» особо не стремится — другие задачи. И хотя у «НЕ» установлены дипломатические отношения с некоторыми виртуальными государствами (например, с Виртустаном на уровне переписки глав государств), все-таки в этих связях ничего личного — only business.
НаселениеЕсли хочешь узнать, кто такие граждане «Новой Европы» и сколько их всего, придется стать одним из них. Простым смертным эта информация недоступна. Чтобы стать гражданином «Новой Европы», нужно обратиться к консулу, затем оплатить вступительный взнос, а взамен получить пароль к доступу на сайт и паспорт гражданина «Новой Европы». В «Новой Европе» действует свой Табель о рангах из восьми разрядов. Любой гражданин может получить один из четырех «Квалификационных» рангов, выполнив определенный игровой норматив. «Выборный» ранг (консул города/области/территории/страны) присваивается за заслуги перед новоевропейским отечеством. Если Нового Европейца вдруг снимут с почетной должности, он не останется с пустыми руками, а сохранит статус. Правда, с досадной приставкой «экс». Например, экс-консул города. Сокращенно ЭКГ.
Деятельность населенияВ Новой Европе.Ру на каждого гражданина оформляется собственная интернет-компания. Это свой сайт со своим счетом в «виррах» (1 «вирр» — 30 российских рублей) — по сути дела, свой бизнес , только без утомительной регистрации, проблем с кредитами и ежеквартальных балансовых отчетов. А еще это целый букет дополнительных возможностей: от доступа к закрытой информации «Новой Европы» до скидок в платных образовательных программах «НЕ».
ТерриторияСовременная реальность уже не устраивает авторов «Новой Европы»: «слишком тесна и мала для творчества». А на виртуальных просторах «Новой Европы» места для активной деятельности хватит всем и — что радует — даже без стартового капитала.
ЭкономикаПод лозунгом «равенство в доступе к материальным и духовным ценностям» Новоскольцев и Ко обещают «мгновенную поддержку идей граждан и возможность такой самореализации, которая никому и не снилась в реальном мире». Счастливому обладателю паспорта «Новой Европы» предлагается развить собственное дело, а в нагрузку дается стандартный набор уже вклеенных виз-пропусков в мир услуг. Все граждане автоматически одариваются страховкой от несчастного случая на $15000, гомеопатической программой «Природный доктор», услугами персонального адвоката и самое приятное — кредитной карточкой VISA с суммой в 30000 руб.
Клик в сторону
Модели оригинальных миров с чертами государственности легко разглядеть и в Role-Playing Games (знаменитых ролевых играх: Line-age, EverQuest, World of Warcraft и т.д.). На них 16 миллионов геймеров по всему миру тратят больше 20 часов в неделю. Любое реальное демократическое государство позавидует такой вовлеченности граждан (игроков) в политический процесс. Только от них зависит, каким этот мир будет. Например, клан геймеров Дмитрия Смита «Red Squad» (примерно 300 человек) очень смахивает на полноценный социум.
У «Red Squad» есть своя экономика (мини-биржа, рынок), своя валюта (клан-пойнт). Она зарабатывается игровой активностью и тратится на дополнительные игровые навыки. Что с успехом используют желающие заработать: «накачивают» персонажа всевозможными умениями и приспособлениями, покупая их на виртуальные клан-пойнты, а потом продают за вполне реальную валюту. Однажды «накачанного» персонажа купили за $52 000.
На политику клана у Смита свой взгляд. Он считает, что демократия возможна только в очень маленьких сообществах (10—20 человек). Когда количество игроков в клане переваливает за 50, пора вводить конституционную монархию. А там, где больше 100 участников, — место диктатуре. «Только при диктатуре можно препятствовать возникновению и развитию недовольства», — считает Дмитрий. Когда в клане набирается больше 500 геймеров и складываются влиятельные группы (кто-то отвечает за экономику, кто-то за внешнюю политику), в силу вступает олигархия. «С «хардкорными» (самыми опытными) игроками лучше не портить отношения. В клане они что-то вроде спецслужбы. К мнению авторитетных геймеров придется прислушиваться. Если, конечно, не хочешь потерять расположение клана». Внешняя политика в жизни таких сообществ тоже имеет место. Например, однажды клан из США подал в суд на немецкий клан за шпионаж и выиграл дело.
Республика Ахеллия (www.ahellia.by.ru)ОснователиБелгородские жители Дмитрий Рубанов и Сергей Коваленко, именующие себя Аяксом Хонротом (Верховный магистр, непосредственно управляет Ахеллией) и Аксиусом Тейлором (Госсекретарь — бывший Вице-магистр) соответственно.
ИсторияС 25 февраля 2006 года Ахеллия успела побывать и президентской республикой, и республиканской монархией с собственной Кронпринцессой по «прозвищу» Бируте Снежинскис — дама представляла страну на международной арене. Магистры так объясняли отказ от демократии: «Это обусловлено трудностью управления страной при абсолютной республике. Ни одно виртуальное государство не является республикой в чистом виде. Практически в каждом таком есть еще Король, Князь, который ею и управляет. Но, насколько мы знаем, только в Ахеллии глава государства избирается всенародным голосованием». А меньше месяца назад Верховный магистр и Госсекретарь волевым решением упразднили должность Кронпринцессы и отправили девушку в отставку. Ахеллия вновь превратилась в республику.
Государственное управлениеСоздана была держава ради воплощения в жизнь идеальной модели прямой демократии, при которой мнение каждого гражданина услышано и учтено.
Законодательную власть в Ахеллии представляют Верховный магистр и Госсекретарь, а исполнительную — тот же Государственный секретарь за компанию с пятью министрами (экономики, безопасности, по связям с общественностью, науки и культуры, иностранных дел). В случае чего на них может обрушиться кара в виде импичмента. За соблюдением законов ревностно следят Верховный и два Народных судьи. Любая государственная должность может достаться любому гражданину Ахеллии. Как, впрочем, и рыцарский титул.
Внешняя политикаСвоими благими намерениями Аякс и Аксиус собираются выстлать дорогу прямиком в Международную Ассоциацию Микронаций. Для этого они заключают международные (виртуальные) договоры (с королевством Виртустан и Объединенным Королевством Эскапландия), разрабатывают англоязычную версию сайта Ахеллии и сетуют только на недостаток известности.
НаселениеСреди 34 граждан Ахеллии есть свой Главный Астролог под псевдонимом Миледи Непредсказуемая и даже Пресс-секретарь УСБ (Управления собственной безопасностью).
Деятельность населенияГраждане Ахеллии без устали обсуждают все новые указы и законопроекты своих властей. Создана НПА (Народная Партия Ахеллии) и СДПА (Социал-демократическая Партия Ахеллии). Форум служит и избирательным участком — по предложенным указам проходят голосования. Население Ахеллии строит свое государство всем миром, кирпичик за кирпичиком. Пожалуй, это и есть его основное занятие. Пользовательская активность в разделе «Голос правительства» больше, чем в «Просто пообщаться».
ТерриторияОфициальная территория у Ахеллии небольшая, но зато реальная: покрытый льдом о. Скотта, что в Тихом океане, неподалеку от Антарктиды. «На момент образования Ахеллии (25.02.2006) остров считался свободной территорией. Так как по резолюции ООН на Антарктиду не может претендовать ни одно из существующих государств. А о том, что там нельзя образовывать новые государства, ничего не сказано!» — говорят правители Ахеллии.
ЭкономикаАхеллия успела обзавестись собственной валютой (ахеллийским эскудо), подделка которого преследуется по закону. Правда, деньги эти не конвертируемые и для получения реальной прибыли пока никак не используются. Зато ими исчисляются зарплаты госслужащих Ахеллии (от 20 до 200 эскудо) и подоходный налог (в 10%). На них же граждане могут обзавестись недвижимостью в виртуальной столице — городе Фелкон (в честь Роберта Фелкона Скотта). Например, квартиркой за 900 эскудо или поместьем за 3500.
P.S. Вопрос, сможет ли виртуальное пространство с виртуальными же государствами когда-нибудь заменить нам реальную действительность, уже не звучит так дико. Авторы Новой Европы.Ру вообще уверены, что «в перспективе развитие коммуникаций сотрет даже внешнее различие между виртуальными и реальными социумами. А что касается государств в Интернете, то, «существуя в пространстве Сети, как бы нигде, сами по себе эти сообщества вполне реальны. Их экономическое, политическое и культурное влияние на окружающий мир может быть сколь угодно большим».
Король Виртустана Сергей Пустовойтов не столь категоричен: «Заменить — нет, а вот участвовать в жизни человечества на равных с реальными государствами виртуальные микронации, наверное, в будущем смогут». Самый оптимистичный прогноз дали граждане Ахеллии: «Виртуальная жизнь ни в коем случае не заменяет реальную, она только дополняет ее. А мы лишь стараемся сделать это дополнение интереснее».
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»