Сюжеты · Политика

§ 2. Двойники: кандидаты, сайты, партии-спойлеры

Подробности

Технология. Двойники (они же спойлеры) — первый прием черного PR, попавший в российские учебники, — как нетрудно догадаться, подразумевает выдвижение против главного кандидата-соперника его однофамильца или полного тезки, чтобы сбить с...
Технология. Двойники (они же спойлеры) — первый прием черного PR, попавший в российские учебники, — как нетрудно догадаться, подразумевает выдвижение против главного кандидата-соперника его однофамильца или полного тезки, чтобы сбить с толку избирателя в кабине для тайного голосования. Происходит от английского глагола to spoil (грабить, портить), в БСЭ упоминается как слово из авиации «то же, что интерцептор» (лат. interceptor, от intercipio — перехватываю, отбиваю, пресекаю), приспособление для местного срыва воздушного потока, обтекающего летательный аппарат. В политике применяется, как правило, когда у оппонента шансы на выигрыш примерно равны с твоим клиентом. Для создания отрыва в свою пользу.
История вопроса. На выборах в ЗакС Санкт-Петербурга осенью 1998 года партия «ЯБЛОКО» позиционировала себя как команда профессионалов, ушедших вслед за вице-губернатором города Игорем Артемьевым из администрации Смольного из-за разногласий с коррумпированным первым лицом. Ее кандидаты могли вернуться назад в исполнительную власть через контроль над законодательной ветвью. Советник же Владимира Яковлева со времен победы над Анатолием Собчаком московский технолог Алексей Кошмаров дал клиенту совет выдвинуть в округах против яблочников их полных однофамильцев, что не дало многим из уже «раскрученных в СМИ» людей победить в один тур (нокаутом). А ко второму туру был специально изобретен «Петербургский список» из догоняющих как бренд, якобы противостоящий засилью приезжих среди соратников Григория Явлинского. Идея местного патриотизма против москвичей была тогда хитом в провинции, а до нынешнего засилья питерских в российской политике было еще далеко. СПб, «великий город с областной судьбой», тоже повелся на зависть к другой столице. А в итоге вместо яблочного в муниципальном парламенте было создано внешне ни с какой из партий не связанное большинство, политически разрозненное, удобное для лоббистских манипуляций.
Дальнейшее применение. Парламентская кампания 1999 года, чьей репетицией и были «кошмаровские технологии», стала триумфом двойничества как принципа. У каждой уважающей себя партии было по политическому бренду-спойлеру: к КПРФ в информационный след пристроили блок Виктора Анпилова «Трудовая Россия-Коммунисты-За СССР» с внуком Сталина Евгением Джугашвили во главе списка, на месте ЛДПР красовался «Блок Владимира Жириновского», против «ЯБЛОКА» шел свежий Союз правых сил со спрятанными от глаз избирателя прежними вождями ДВР Егором Гайдаром и Анатолием Чубайсом, но главное — против «партии будущей власти» ОВР было выстроено движение-зеркалка «Единство». Последние два, получившие как лояльные к Кремлю солидный административный и медиаресурс, оказались даже более успешными, чем сами конкуренты, потому что играли «на новенького».Мэр Москвы Юрий Лужков, также переизбиравшийся на новый срок, но явно метивший в президенты, был атакован не только с помощью передач телекиллера Сергея Доренко, но и через интернет: липовым сайтом www.lujkov.ru, превращенным в стойло компромата, под тем же дизайном, что и www.luzhkov.ru.
Через четыре года тот же прием СПС попытался применить для окончательного товарозамещения на рынке: движение «Яблоко» без Явлинского», объединившее ушедших от Григория Алексеевича в разное время бывших соратников, пиарилось правыми через домен www.yabloko.su, дублирующий эстетику официального партийного сайта www.yabloko.ru. Утонули, как известно, оба либеральных списка.
Выборы 2003-го стали откровенным парадом партий-спойлеров и кандидатов-двойников: рекордом цинизма стало выдвижение в Рязанской области по обоим мажоритарным округам мужчины и женщины с фамилией… Кпрф. Это не привело к очень большой путанице, но позволило поддержанным «Единой Россией» другим кандидатам все же получить численный перевес над коммунистами.
Губерния тоже вскоре перестала быть «красной»: двое варягов выдавили действующего хозяина администрации (родом из КПРФ) на третье место в первом туре, после чего власть упала в руки генерала Георгия Шпака от «Родины», лишь бы не отдаться «медведю».
В ситуации отсутствия выборов как таковых технология обречена на вымирание.
Оценка эффективности. Эта средняя по результативности технология может быть оценена на 5 по десятибалльной системе. В отличие от суперэффективного компромата на «лишнего» кандидата, описанного в предыдущем параграфе («Новая» № 35 от 14 мая 2007 г.), двойничество работает только при поддержке мощного административного ресурса, его использование из положения «в оппозиции» практически исключено. Да и задействовать эту технологию имеет смысл только в критической ситуации: на самой грани победы и поражения.