Сюжеты · Общество

Куда уходят “паровозы”

“Новая” проследила путь товарищей, которые “тянули” списки политических партий на выборах в марте-апреле, а потом уступили свои мандаты неизвестно кому

Яна Серова , Специальный корреспондент
В российской выборной кампании есть весьма интригующий момент после определения победителей и до вступления этих победителей в свои должности — массовые заявления лидеров списков об отказе от выигранных кресел. Здесь несколько...
В российской выборной кампании есть весьма интригующий момент после определения победителей и до вступления этих победителей в свои должности — массовые заявления лидеров списков об отказе от выигранных кресел. Здесь несколько волнительных сюрпризов. Во-первых, сколько на этот раз окажется “отказников”. Во-вторых, кого в итоге протащат в парламенты вместо “паровозов”.
Особые ощущения добавляет само поведение кандидатов-“паровозов”: с каким невозмутимым спокойствием они, практически доведя процесс до автоматизма, сначала пишут заявления с обещанием в случае победы отказаться от своей должности, если она не совместима с деятельностью депутата. Ударными темпами встречаются с избирателями, раздают обещания и находят нужные слова. Например, футболист Андрей Аршавин, из единоросского списка (третий номер на выборах в Санкт-Петербурге), во время предвыборной кампании трогательно убеждал, что хочет, чтобы что-то поменялось в его городе. А губернатор Тюменской области Владимир Якушев, возглавляющий список “Единой России”, до того, как передумал, провел более ста агитационных встреч. Потом кандидаты под копирку строчат заявления с отказом. И ничего ни им, ни партии за это не бывает.
В мазохизме их заподозрить сложно. Просто технология “паровозов”, которые тянут за собой менее известных коллег навстречу победе, себя более чем оправдала. За несколько лет она обзавелась своей историей и даже идеологическими спорами — что есть “паровоз”?.. “Новая” взялась составить классификацию “паровозов”, проанализировав результаты мартовских и апрельских региональных выборов.
Первые “паровозы” сошли с конвейера в 1993 году. Члены российского правительства тянули за собой на выборах списки. Правда, это были еще не те “паровозы”, что сейчас, — потому что от думских кресел не отказывались, не было смысла. “Закон это позволял. Тогда список “Выбора России” возглавил первый вице-премьер Егор Гайдар, который пошел работать депутатом Госдумы. Совмещали кресла в Думе и правительстве лидеры списка ПРЕС Сергей Шахрай и Александр Шохин”, — рассказывает эксперт Независимого института выборов Аркадий Любарев.
В 1995 году стали появляться уже настоящие (в современном понимании этого термина) “паровозы”. “Наш дом России” возглавлял Виктор Черномырдин, вторым номером шел Никита Михалков, оба от мандата отказались. У коммунистов от мандата отказался Аман Тулеев (третье место в списке).
Раз войдя в российскую практику, технология становится все более популярной. На думских выборах в 1999-м два “паровоза” было у “Отечества — Вся Россия” (Юрий Лужков и Владимир Яковлев), у “Единства” — Сергей Шойгу, у КПРФ — губернатор Тульской области Василий Стародубцев.
Однако в широкий прокат идея вышла во время парламентских выборов 2003 года, когда 29 губернаторов и еще 8 крупных региональных чиновников и бизнесменов притворились кандидатами в депутаты.
С “паровозами” боролись. В 2004 году коммунисты и демократы, объединившись, пытались в Верховном суде оспорить результаты парламентских выборов 2003 года, в том числе жалуясь и на 37 “отказников”. Суд не внял. Накануне прошлогодних осенних региональных выборов “яблочник” Сергей Митрохин обещал внести в Мосгордуму поправку, запрещающую использовать “паровозы”, — согласно ей, кандидаты, занимающие федеральные и региональные государственные должности, должны уходить в отставку накануне кампании. Митрохин называет свою инициативу своеобразным шантажом (она появилась после предложения московских единороссов заставить депутатов, баллотирующихся в парламент более высокого уровня, до регистрации сложить свои полномочия) и, пока единороссы притормозили свои предложения, поправку тоже не вносит.
Коммунисты решили быть более принципиальными. Сразу же после выборов в октябре они пообещали обратиться в Конституционный суд — с жалобой сразу на несколько норм избирательного закона. В частности, технологию “паровозов”. Руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьев заверил корреспондента “Новой”, что обращение будет отправлено в мае.
Пока же в боях технология лишь крепнет. Еще год назад экс-глава ЦИКа Александр Вешняков в пух и прах раскритиковал скандальный прием. Сейчас Александра Альбертовича из ЦИКа попросили, а вот “паровозы” укрепляют свои позиции. Госдума приняла поправки в избирательный закон по которым, в частности, кандидат, отказавшийся от депутатской “корочки”, может передумать и вернуть себе место, а партии сами распределяют освободившиеся депутатские мандаты (до сих пор это решение принимал ЦИК).
Начиная с думских выборов 2003 года губернаторы — традиционная команда агитаторов за партию власти. В марте львиную долю “отказников”-единороссов по традиции составили региональные начальники. Они возглавляли списки в 12 регионах (кроме Псковской области и Санкт-Петербурга). В Тюменской области пошли на рекорд. В тройку списка вошли: губернатор области Владимир Якушев, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко и глава Ямало-Ненецкого округа Юрий Неелов. И все предпочли остаться на своих прежних местах. Как и губернатор Ставропольского края Александр Черногоров, которого из-за позорно низких результатов “ЕдРа” в крае исключили из партии.
Особенность этой категории кандидатов-“паровозов” — сильнейший административный ресурс. Меняется и отношение этих “паровозов” к самим себе: губернаторы используют выборы еще и как демонстрацию собственной лояльности центральной власти. Александр Филипенко, например, объясняет так: “Для меня это возможность определиться в нынешнем пестром политическом мире России, обозначить свою позицию, показать, с кем сегодня губернатор, и попросить вашей (избирателей. — Я.С.) поддержки в моей работе...”.
11 марта списки за собой беззастенчиво потянули и “паровозы”-оппозиционеры. Ими, как правило, были депутаты Государственной думы. Никто из них не пошел работать в Законодательные собрания.
“Компартия не изобретала этой технологии — нам ее навязала вся система власти. Если бы в нашей области первым номером не оказался представитель “Единой России” — губернатор, Жириновский не возглавил бы ЛДПР, а Белых не приехал первым номером от СПС, конечно, я бы не пошел первым номером”, — убеждает сейчас корреспондента “Новой” депутат Госдумы коммунист Валентин Романов, возглавивший КПРФ в Самарской области.
После использования скандальной технологии оппозиционерами появились споры, что такое настоящий “паровоз”. Геннадий Зюганов, допустим, считает, что коммунист Иван Мельников, отказавшийся от места в питерском парламенте (номер 1 в списке), — “паровоз” не настоящий, так как у Ивана Ивановича нет ни административного, ни финансового ресурса, “только его имя и опыт”.
“Какой у меня ресурс? Система власти цинично использовала все, что она могла использовать! Когда я приезжал — меня встречал или закрытый клуб, или 25 человек. Когда приезжала “Единая Россия” или “Справедливая”, там забивали зал под завязку”, — негодует Романов. Коммунист убежден, что быть “паровозом”-губернатором — это “гораздо лицемернее”, потому что депутат Госдумы, отказавшийся от кресла в региональном Заксобрании, все равно депутат (какая логика! — Ред.), только уровнем повыше.
При этом коммунисты признают, что технология “хоть и циничная, в чем-то себя оправдывает”. У компартии списки потащили, а потом отказались идти работать в региональный парламент депутаты Госдумы: Светлана Савицкая (Ленинградская область), Иван Мельников (Санкт-Петербург), Виктор Илюхин (Ставропольский край), Сергей Решульский (Дагестан), Олег Смолин (Омская область), Владимир Кашин (Московская область), Валентин Романов (Самарская область). В Красноярском крае третьим номером шел Валерий Сергиенко (пока официально не отказался от кресла).
У “Единой России” — Владимир Катренко (Ставропольский край), Алексей Сигуткин (Псковская область), Георгий Шевцов (Вологодская область).
У “Справедливой” — Николай Павлов (Тюменская область), Оксана Дмитриева (Питер). (Депутат Игорь Родионов, возглавивший список в Омской области, перед таким выбором не стоял, так как список не прошел.) А Валерий Зубов, первый номер в Красноярском крае, еще не успел отказаться.
Депутат Госдумы Андрей Головатюк, первый номер списка ЛДПР в Тюменской области, тоже отказался от кресла. Рекордсменом-“паровозом” стал Владимир Жириновский, который возглавил списки в шести регионах, и никуда не пошел.
Сенатор Вячеслав Попов попал в первую тройку “Единой России” в Мурманской области, но сохранил сенаторский пост.
Единственным несостоявшимся “паровозом” из членов федерального парламента стал член Совета Федерации Геннадий Хрипель (“Справедливая Россия”, Вологодская область), который заявил о досрочном сложении полномочий в Совете Федерации.
Известные кандидаты в депутаты, за которых голосовали избиратели, уселись обратно в кресла на Охотном Ряду. Видимо, отстаивать интересы сразу нескольких регионов. Тяжело, наверное.
“Я себя “паровозом” не считаю. Я честно говорил, что не буду работать в региональном парламенте”, — утверждает лидер СПС, депутат пермского Заксобрания Никита Белых, возглавивший 11 марта списки в 9 регионах, а 15 апреля в Красноярске. Никита Юрьевич не вписался в стандартную систему. От 9 мандатов он тоже отказался, однако, возглавив список в красноярский парламент, пообещал, что в случае победы пойдет туда работать, не оставляя места депутата в Перми. Правда, оказалось, что закон этого не разрешает. Теперь Белых обещает пойти в красноярский парламент, оставив пермский.
“В моем понимании “паровозы” — это не те, кто идет во главе списка и потом не идет работать в региональные парламенты. А те, чье присутствие в списке добавляет не электоральную составляющую, а административную, — объясняет Белых. — На выборах в том же Санкт-Петербурге Плющенко “паровозом” не был, а Оксана Дмитриева была. Надо отличать “паровозов” от “ледоколов”. Я себя “ледоколом” считаю”. Своей задачей кандидат-“ледокол” считает дать на выборах отпор “Единой России”.
Кто такой, по логике Никиты Белых, фигурист Евгений Плющенко, который шел в Питере в первой тройке “Справедливой России”, “паровоз” или, скорее, “ледокол”, — вопрос сложный. Теперь депутат Заксобрания Санкт-Петербурга Плющенко заявил, что собирается вернуться в любительский спорт (“по причине непростой ситуации, сложившейся в отечественном фигурном катании”) и будет “пытаться” совмещать выступления на льду с работой депутата. Правда, к сожалению, об этом на церемонии вручения депутатских удостоверений сообщил не сам Плющенко, а лидер справороссов в Питере Олег Нилов. Потому что фигурист отсутствовал…
Тем не менее, пока спортсмены оказались самыми дисциплинированными. В тройках “ЕдРа” было шестеро спортсменов. Четверо из них на данный момент получили депутатские мандаты: олимпийская чемпионка по конькобежному спорту Светлана Журова возглавила комиссию по делам молодежи, культуре, туризму и спорту Заксобрания Ленинградской области. Лариса Лазутина стала председателем Комитета Московской областной думы по науке, культуре, образованию, спорту и делам молодежи. Чемпион мира по боксу Алексей Тищенко (Омская область) собирается работать в Комитете по молодежной политике. Правда, одновременно будет готовиться к чемпионату России, потом к чемпионату мира... В Комитет по социальной политике псковского областного Заксобрания вошел Дмитрий Аленичев.
Отказались от кресел олимпийская чемпионка по лыжным гонкам Раиса Сметанина (Коми), футболист Андрей Аршавин (Санкт-Петербург).
Относительно организованно ведут себя и спортсмены другого политического окраса. Удостоверение депутата Думы Ставропольского края от “Справедливой России” получила фигуристка Елена Бережная. В питерский парламент пошла работать от КПРФ лыжница Любовь Егорова.
Призер Олимпиады-80 по академической гребле Нина Черемисина, второй номер в списке ЛДПР в Псковской области, решила вместо депутата Заксобрания стать “советником и консультантом псковских либерал-демократов”.
На вопрос “Новой”, какой “паровоз” эффективнее — губернатор или мэр, глава Ставрополя Дмитрий Кузьмин (лидер списка “Справедливой России”, победил “ЕдРо” во главе с губернатором Александром Черногоровым) отвечает уклончиво: “У “Едра” “паровозами” были не только губернатор. Но эти “паровозы” не устраивают население. Слишком сильно использовали свои ресурсы”.
“Паровозы” среди мэров: от “Единой России” Михаил Савченко (Мурманск), Михаил Хоронен (Псков); от “Справедливой России” Дмитрий Кузьмин (Ставрополь) и Виктор Тархов (Самара). Во главе партсписка КПРФ в Мурманскую областную думу шел мэр города Апатиты Михаил Антропов.
Насколько “паровозы” эффективны, вопрос до конца не изученный. Эксперт “Левада-центра” Леонид Седов заверил “Новую”, что социология пока таким ответом не озадачилась. Аркадий Любарев из Независимого института выборов считает, что “эффективность зависит, скорее, от личности. Допустим, видно, что обычно “Единая Россия” там, где она ставила губернатора во главе списка, выступала успешнее, чем без губернатора. Но губернатор губернатору рознь”.
Кроме того, рассуждают и об идеологической силе “паровозов”. Два года назад депутат-единоросс Александр Москалец, отбиваясь в Думе от предложений Вешнякова наказывать за использование технологии, заявил: “Можно, конечно, запретить баллотироваться в Думу министрам и губернаторам, но выиграют ли от этого избиратели, о которых мы так печемся? Не выиграют, ведь мы лишим их идеологических ориентиров”. Под определение “идеологического ориентира” идеально ложится и главный “локомотив” на выборах. Имя президента. Список он, конечно, не возглавляет. Однако “тянет” его за собой, как и полагается “паровозам” на выборах. Уже не один раз в перепалку за возможность использовать имя (и даже фото) президента вступали “Единая Россия” и “Справедливая”.
Так или иначе, все говорит о том, что у скандальной технологии по-прежнему большие перспективы. Ведь кроме административного ресурса и дополнительных процентов “за известность” она дает возможность сформировать парламенты, совершенно не похожие на те, за которые проголосовали на выборах. Происходят удивительные вещи. В Перми, например, после выборов депутатов Заксобрания Пермского края в декабре прошлого года Партия пенсионеров получила четыре кресла. Сначала от мандатов отказались два “паровоза” из первой тройки, а потом, по очереди, еще 13 человек списка — чтобы в кресла уселись “нужные люди”.
Интересно, сколько таких нужных людей окажется на предстоящих выборах в Госдуму?
Начиная с выборов в Госдуму 2003 года “Единая Россия” сохраняет первенство по количеству “отказников”:
На региональных выборах в октябре 2006 года, по подсчетам Независимого института выборов, 35 кандидатов “ЕдРа” отказались от мандатов, у всех остальных партий в сумме —12.
Хотя к мартовской кампании скандальная технология стала активнее использоваться другими партиями, лидер по-прежнему — “Единая Россия”. Например, в Московской областной думе от депутатских мест отказались 11 человек (а это почти пятая часть от общего количества мест, которых всего 50). И 10 из них – члены “ЕдРа”.
Если посчитать первые тройки 11 марта во всех 14 единоросских списках (всего 42 человека), то получится, что депутатами согласились стать меньше половины – 18 членов, а 24 отказались. Пока неясно, сколько человек откажется от мест в красноярском парламенте (выборы прошли 15 апреля), однако уже сейчас можно предположить, что рекордсменом тоже станет “ЕдРо” — в первой тройке губернатор Александр Хлопонин и мэр Красноярска Петр Пимашков.