Сюжеты · Политика

Ищите Младича

Инострания

Александр Минеев , Соб. корр. в Брюсселе
Высшая судебная инстанция ООН вынесла в понедельник решение, которое возмутило многих как в Боснии и Герцеговине, так и в Сербии, но, по мнению экспертов и политических наблюдателей, было справедливым. Суд решил, что Сербия как...
Высшая судебная инстанция ООН вынесла в понедельник решение, которое возмутило многих как в Боснии и Герцеговине, так и в Сербии, но, по мнению экспертов и политических наблюдателей, было справедливым.
Суд решил, что Сербия как государство не отвечает за геноцид несербского населения Боснии и Герцеговины во время войны 1992—1995 годов. Следовательно, как объявила председатель суда Розалин Хиггинс, Белград не обязан выплачивать денежную компенсацию родственникам погибших боснийских мусульман и хорватов. Но убийство восьми тысяч боснийских мусульман в анклаве Сребреница войсками босносербского генерала Ратко Младича расценено как акт геноцида. Белград, где у власти был Слободан Милошевич, признан виновным, что не воспрепятствовал преступлению. “Обвиняемый (то есть Сербия) имел влияние на боснийских сербов и должен был сделать все для предотвращения трагических событий”, — заявила судья Хиггинс.
По мнению адвоката сербской стороны Ксавье де Ру, приговор положил конец опасному спору и будет содействовать примирению стран бывшей Югославии. Фонс ван ден Визен, адвокат боснийской стороны, тоже доволен: “В Белграде теперь не смогут отрицать, что в Сребренице был геноцид”.
На следующий день после оглашения приговора более пяти тысяч человек, возмущенных вердиктом гаагского суда, вышли на улицы боснийской столицы Сараево. “Нас опять предали”, — было написано на транспарантах.
За три года войны погибло около двухсот тысяч мирных жителей Боснии и Герцеговины. Особенно губительной была блокада Сараева войсками боснийских сербов. Военных преступлений было предостаточно: блокады 44 городов, массовые убийства, концлагеря, изнасилования и изгнание. В военном отношении боснийские сербы были сильнее, и их поддерживал Белград.
Президент Сербии Борис Тадич назвал решение суда важным, потому что с сербов снято обвинение в геноциде. “В то же время нам очень тяжело принять ту часть вердикта, которая обвиняет Сербию в преступном бездействии, неспособности или нежелании воспрепятствовать геноциду в Сребренице”, — сказал он, призвав как можно скорее арестовать всех, кто виновен в военных преступлениях.
Сербия стремится в Евросоюз, и в ее интересах поставить точку в этой истории. Нынешние руководители в Белграде к ней непричастны. Председательствующая в ЕС Германия надеется, что приговор “поможет закрыть болезненную страницу в истории региона”.
Приветствовал завершение долгой судебной тяжбы между Боснией и Сербией и министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, который во время войны на Балканах был там спецпредставителем ООН.
— Теперь надо будет выполнять решение суда, которое, как мне кажется, вполне сбалансировано, — сказал он собственному корреспонденту “Новой”. — Это трудно для всех: боснийских мусульман, боснийских сербов и сербов в Сербии. Но завершен очень и очень трудный судебный процесс. Конкретное дело можно считать закрытым. Но у Международного трибунала по бывшей Югославии еще есть работа. Генерал Младич еще не в гаагском СИЗО, а где-то на воле. Нужно сделать все, чтобы он обязательно предстал перед судом.