В декабре принято подводить итоги. Чекисты делают это несколько раньше. Двадцатого числа у них профессиональный праздник, поэтому уже 8-го состоялась «торжественная церемония вручения премий ФСБ России за лучшие произведения литературы и...
В декабре принято подводить итоги. Чекисты делают это несколько раньше. Двадцатого числа у них профессиональный праздник, поэтому уже 8-го состоялась «торжественная церемония вручения премий ФСБ России за лучшие произведения литературы и искусства о деятельности органов федеральной службы безопасности». Первая в истории современной России. Церемония прошла в мультимедийном центре «Плазма Холл» Фонда поддержки патриотического кино.
В феврале этого года в ФСБ решили вспомнить хорошо забытое старое — премия КГБ СССР в области литературы и кино существовала с 1978 по 1989 годы — и объявили о начале приема творческих работ, «в которых на высоком художественном уровне создан образ сотрудника органов безопасности, наиболее объективно отражена их деятельность». По сообщению Центра общественных связей ФСБ заявок на участие в конкурсе поступило немало — 250. Заявки присылались «самими авторами, органами безопасности, издательствами, редакциями, творческими союзами, физическими и юридическими лицами». В членах конкурсной комиссии помимо заместителя директора ФСБ Вячеслава Ушакова значились Константин Эрнст, Полина Дашкова, Федор Бондарчук и другие не менее статусные в российском искусстве личности.
В номинации «Кино- и телефильмы» победил Владимир Хотиненко с «Гибелью империи», в «Художественной литературе и журналистике» — Любовь Русева с книгой «Если не мы, то кто?: Хроника «взрывного отдела», за «Актерскую работу» наградили Евгения Миронова за «В августе 44-го», за «Телевизионные и радиопрограммы» — Вахтанга Микеладзе — автора цикла телепрограмм «документальный детектив», за «Музыкальное искусство» — Николая Расторгуева, «исполнителя цикла военно-патриотических песен, в т.ч. «По высокой траве», «Давай за..». Набор победителей статусность премии успешно подтвердил. Правда, о рассмотрении заявок на собственную личность некоторые узнали только накануне церемонии.
«Заявку на конкурс мы не отправляли, — рассказал «Новой» обладатель второй премии в номинации «Музыкальное искусство» Александр Маршалл. — Вероятно, решение о вручении премий было принято комиссией по культуре при ФСБ, которая в свою очередь оповестила тех, кому было суждено стать победителями. Мне просто позвонили и сообщили, что я номинирован на их премию и должен приехать на церемонию вручения».
На церемонии Маршалл по задумке организаторов должен был вручить премию «одному из сотрудников ФСБ» (вручил, но кому — не запомнил) и спеть особо отмеченную учредителями песню «Невидимый фронт» — саундтрек к сериалу «Тайная стража»:
Ордена и медали найдут нас едва ли —Мы не герои газет.Будем делать работу, даже если устали,Даже если не спали мы тысячу лет.Невидимый фронт, мы солдаты твои,Невидимый фронт — ни секунды покоя,Невидимый фронт — дни и ночи мои,Невидимый фронт стал моею судьбою.Песни о себе невидимый фронт так и не услышал. Маршалл принял волевое решение и исполнил песню «Матушка» — а капелла:
…Землю лаская, ночь поет колыбельную,В небе бескрайнем Бог рождает зарю.Будет нива полною, будет Пасха светлою,Сын вернется к старой материво святую Русь православную.
«Я решил исполнить эту песню, потому что ее эмоциональный настрой как нельзя лучше совпадал с настроением — и церемонии, и моей души», — объясняет певец. Настроение же у Маршалла было серьезное: «Солдаты и «видимого», и «невидимого» фронта всегда были героями моих песен. Не было ни одной горячей точки, где бы я не побывал, где бы не пел для наших ребят. Я всегда чувствую себя в долгу перед ними. Мне очень приятно, что такая серьезная структура как ФСБ меня поощрила. Эта премия — одна из наиболее важных для меня наград. Раз я получил эту премию, я на правильном пути и действительно приношу пользу своим творчеством. Я рад, что этот конкурс возобновлен. Это значит, что в России есть люди, которые искренне любят свою страну».
Например, такие, как Николай Расторгуев, которому присылать заявки на конкурсы «патриотической» песни уже и вовсе не по рангу. Сомневаться в заслуженности исполнителя, для которого вся «Россея» с ее лесами, человеками и структурами — главный герой, почитай, любой песни, не приходится. Никто и не засомневался. Даже несмотря на то, что та же «Давай за…» была признана «Лучшей песней 2002 года» по версии «Русского радио», а в учредительном документе премии четко прописано красным: «На конкурс представляются произведения искусства о деятельности органов безопасности, СОЗДАННЫЕ в 2004 — 2006 годах». Зато, как говорится, про войну. Посвященная Группе «Альфа» «По высокой траве» была создана и спета при участии самих «альфовцев». Да и «Давай за…» — конкретно про защитников Родины:
Давай за вас, давай за нас,И за десант, и за спецназ,За боевые ордена,Давай поднимем, старина.
Организаторы уверяют — премия будет жить. А значит, творческой интеллигенции пора задуматься о сотрудниках органов безопасности всерьез, и повернуть свою творческую волну в нужное русло. Иначе кого награждать в следующем году? Гимны ФСБ, конечно, слагают и менее известные стране люди. Вот, например, в этом году поощрительные дипломы и ценные подарки с символикой ФСБ в номинации «Музыкальное искусство» достались «автору и исполнителю цикла песен военно-патриотической тематики», по совместительству «альфовцу» и подполковнику ФСБ Александру Колбанову; автору песни «Федеральная служба моя» Татьяне Добровольской; Андрею Антоновскому и Константину Моисееву (уже отличившимся «Песней о Московской области» и гимном Подольского УВД) — за «Марш российской контрразведки». И все же, «очередной шаг ведомства в реализации политики «разумной открытости», развития и укрепления связей с гражданским обществом» (цитата ЦОС ФСБ) весомее доверить идолам того самого гражданского общества.
Вот только идолов, «не дискредитирующих в своем творчестве сотрудников спецслужб, а создающих положительный образ защитников», уже, кажется, всех наградили.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»