Сюжеты · Общество

ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ПИТОНА

СЮЖЕТЫ

Надежда Прусенкова , корреспондент
Стрессы — везде. Проснешься, а на улице зима и мороз — это стресс дует холодом в лицо и осыпается последними листьями под ноги. Утренний транспорт — тоже сплошной стресс на одной ноге, лицом в чье-то плечо. Придешь на работу — вон он,...
Стрессы — везде. Проснешься, а на улице зима и мороз — это стресс дует холодом в лицо и осыпается последними листьями под ноги. Утренний транспорт — тоже сплошной стресс на одной ноге, лицом в чье-то плечо. Придешь на работу — вон он, стресс, идет по коридору, усами шевелит и требует план работы на следующий месяц.
Большая советская энциклопедия говорит: в психологии, физиологии и медицине стресс — это состояние психического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных условиях (как в повседневной жизни, так и в специфических обстоятельствах, например, во время космического полета).
В центре психологической подготовки персонала говорят проще. Стресс — это реакция тела на то, что пугает, раздражает или угрожает. Или другими словами — реакция «бей или беги».
Всякий раз, когда происходит что-то неприятное, организм вырабатывает энергию — чтобы хватило сил побороть опасность. Затем уровень энергии должен опуститься — вернуть организм в нормальное спокойное состояние. Если безобразия происходят постоянно и уровень внутренней энергии не опускается — возникает хронический стресс. Например, у солдата на передовой. Или у менеджера в офисе. Для организма нет никакой разницы, настоящая перед ним угроза или мнимая.
Жить все время в стрессе, понятное дело, нельзя. С ним надо бороться. Совсем запущенные случаи лечат в клиниках неврозов. Те, что попроще — витаминами и отпуском. Или на личностных тренингах.
Чтобы научиться управлять эмоциями, противостоять стрессам и возвращать свой распоясавшийся организм в естественное состояние, в центре «Класс» проводят специальный тренинг. Он так и называется: «Стресс-менеджмент».
«Первое, что вы должны сделать, — отключить критическое мышление. Все, что вы здесь поймете и почувствуете, обдумаете потом», — с ходу предупреждает тренер. Зовут его Михаил Романович, он психолог с опытом и хорошо говорит по-французски.
Тренинг проходит в учебном помещении в центре Москвы. Небольшая комната зеленого, кажется, цвета. Нераздражающий интерьер. Восемь стульев — по числу участников. Женщин, как обычно, больше.
Паша работает начальником. У него в подчинении целый отдел. На который он постоянно орет. А потом просыпается среди ночи и не может заснуть.
Вадим работает в компании — что-то связанное с недвижимостью. Работы очень много и меньше не становится, и от этого у него стресс.
Ирина сама психолог, работает в авиакомпании с летным составом. Пришла набраться опыта.
Антона направило руководство. Ему это все не нравится.
Аня ищет работу и хочет быть готовой к потенциальным стрессам.
Еще одна Ирина работает в сфере услуг. И от этой сферы у нее тоже стресс.
Люба, зам генерального директора, уже много куда ходила. Везде ищет себя.
Ну и я.
Говорить о себе трудно, особенно перед незнакомыми людьми. («Привет, меня зовут Джек, и я алкоголик». — «Привет, Джек».) Впрочем, здесь этого никто не требует. Главное, чтобы вопрос был задан. А отвечаешь ты уже себе самому.
Чтобы решить проблему, надо признать, что проблема существует (это второе и последнее сходство с обществом анонимных алкоголиков). Механизм возникновения стресса тренер показывает наглядно.
На пяти маленьких листочках пишем, что для каждого из нас главное в жизни. Потом их пронумеровываем — по значимости. А потом тренер говорит вкрадчивым голосом: «Представьте, этого нет больше в вашей жизни», — комкает и бросает на пол бумажку с ценностью номер пять. Затем — листок с номером четыре, три, два, один. Все, что тебе важно в этой жизни, все скомкано и брошено на пол, этого больше нет. И зачем тогда жить, как?..
Но тут бодрый голос тренера напоминает, что все эти ужасы, в результате которых потерялось все, что было важно, лишь в воображении. А в реальности восемь человек с печальными лицами сидят и бросают на пол скомканные бумажки. Мораль: все происходит в голове.
А раз все происходит в голове, то и разбираться надо с головой. И сделать так, как в том анекдоте: «А как вы расслабляетесь? — А я не напрягаюсь».
Ученым давно известно, что в нашей голове есть сознание и бессознательное. Сознание линейно, язык сознания — логика. Язык же бессознательного — образы и символы, объемное восприятие, вроде голограммы. С образами и надо работать, чтобы выводить организм из стресса.
Чтобы залезть в бессознательное и навести там порядок, надо войти в транс. Это не наркотический транс у опустившихся слоев населения, как показывают в кино. И не гипнотический транс. Это просто транс — вполне обычное психическое состояние. Например, когда читаете книжку и через какое-то время замечаете, что водите глазами по строчкам, но не читаете, — это как раз транс. Или сидите на совещании, а мысленно копаете картошку на даче — это тоже транс. Или за рулем автоматически переключаете передачи, думая о курсе доллара к евро, — и это тоже транс.
Еще транс называют состоянием доступа, и по сути это есть концентрация не на том, что снаружи, а на том, что внутри: мыслях и ощущениях.
Состояние транса — это чистый лист для подсознания, на котором можно написать все, что угодно, дать определенную установку (на этом, к примеру, основаны лечение гипнозом и весь психоанализ).
Для вхождения в транс надо успокоиться и расслабиться. А как вошел — пора действовать. Ведомые голосом тренера, входим в транс (у каждого — свой). В этот момент перестают существовать люди вокруг, стул, на котором я сижу, джинсы, которые на мне надеты… Иду за голосом, вижу лес, поляну, потоки воды… Ну вот, холст загрунтован, можно рисовать.
Разговаривая с бессознательным, говорит тренер, важно соблюдать три правила. Короткие простые фразы, без отрицания (бессознательное не воспринимает «не» — «мне не больно» расценивает, как «мне больно», и действует соответственно) и в настоящем времени (не все будет хорошо, а все сейчас хорошо). В остальном — чисто буддийская мантра. Надо только многократно повторить, чтобы подсознание считало это как команду к действию.
…И вот мы сидим ввосьмером и успокаиваемся. И каждый заглядывает внутрь себя, дает себе установки. Лично я в этот момент выяснила, что то, что я считала проблемами, — это что-то совсем другое, далекое и не про меня. Возможно, в этом и есть главная цель таких тренингов.
Потом мы учились извлекать свои таланты и способности из бессознательного, чтобы воспользоваться ими в сознании. Потом учились пополнять запасы энергии и дышать пупком, используя древнюю китайскую методику цигун. Кстати, дыхание пупком снижает аппетит, и для похудения его тоже используют.
— Зачем вам чай? — говорит в перерыве Паша. — Вы же можете накушаться через пупок.
...К вечеру, к окончанию тренинга, напряженность спадает — видимо, стрессы уходят, оставляя место смеху.
Потом мы учились переживать неприятные ситуации. Смотреть на ситуацию, как кино в кинозале с ведерком попкорна. Представлять в виде выцветшей старой фотографии. То, что далеко, не больно. Представлять в виде слайда и заменять в воображении на другой слайд — та же ситуация, но с положительным исходом.
Был такой случай — водитель автобуса в свой первый рабочий день сбил старушку. Та жива, но у водителя сильнейший стресс. Положительный исход ситуации у него выглядел так: в последний момент резко выкручивает руль, объезжает старушку, а потом инспектор ГИБДД благодарно жмет ему руку.
Тренер показал еще один фокус. Если «правильно» войти в транс и, расслабив, вытянуть руку вперед, рука начнет произвольно подниматься. Это называется левитация (летание) руки. Я пробовала — она действительно поднимается без моего участия. Сначала вверх, потом так же произвольно вниз. В таких руках ситуацию не удержишь, но способности из бессознательного в сознание передать можно. У начальника Паши, который орет и плохо спит, рука зависла минут на двадцать. «Это значит, — поясняет тренер, — сильный стресс, организм борется, мобилизует свои возможности».
По завершении тренировочного дня мне выдали красивую глянцевую бумажку, подтверждающую документально, что теперь я спокойная, как питон после плотного обеда, и никаким стрессам меня не пробрать.
Спорить о пользе и вреде личностных тренингов — примерно то же самое, что спорить о пользе алкоголя. Одни могут выпить для вкуса и удовольствия, другим же обязательно напиться в хлам до отравления, белой горячки и желтых глаз. Одни почерпнут на тренинге что-то интересное для себя и будут спокойно жить дальше, корректируя по мере надобности свои эмоции. Другие займутся неистовой личностной перепланировкой, стремясь достичь несуществующего идеала.
…Мы вышли из транса прямо на улицу. Вечерняя Москва привычно стояла в пробках, но они уже не раздражали так сильно. Еще сохранялся антистрессовый эффект. Зам генерального страховой компании Люба активно приглашала девушек завтра на тренинг «Я у себя одна». Все почему-то отказались.