Сюжеты · Политика

ПАРТИЯ: КОНЕЦ ИГРЫ

Правящему режиму теперь не нужны ни политики, ни электорат

За шесть последних лет Кремль, Центризбирком и «Единая Россия» глубоко перепахали российское избирательное законодательство, сделав из него нечто несусветное. Абсурдное, дикое, потустороннее. Россия вновь доказала свое несомненное...

За шесть последних лет Кремль, Центризбирком и «Единая Россия» глубоко перепахали российское избирательное законодательство, сделав из него нечто несусветное. Абсурдное, дикое, потустороннее. Россия вновь доказала свое несомненное интеллектуальное превосходство: ни один другой авторитарный режим не сумел доселе создать столь запутанную и при этом гарантирующую «нужный результат» выборную систему — Чавес и Мубарак просто отдыхают. Впрочем, я предлагаю отныне слово «выборы» применительно к России вообще не употреблять — требуется новый термин. Например, вполне сгодится «перезагрузка». «Перезагрузка» старого начальства — каждые четыре года на новый и все последующие сроки.

       «Приплыли» к этой новой «матрице» абсолютно все — и политики, и избиратели-обыватели. Каждый из них подключен теперь толстым кабелем к центральному серверу единой бюрократической машины, и никто не может выйти за рамки Сети. От избирателя в «матрице» ничего не зависит, а нужный начальству результат гарантируется законодательством и богатой административной практикой.

       Возьмем, к примеру, политиков. Раньше самостоятельный и смелый политик мог выдвинуться в избирательном округе и победить — в том числе и как независимый кандидат. Теперь округа отменены, и политик может попасть в Думу только через список партии. Чтобы было неповадно идти и этим путем, барьер для партий поднят с пяти до семи процентов — это самый высокий барьер в Европе.

       Предположим, смелые и самостоятельные политики решили объединиться и создать свою партию. Это тоже предусмотрено — новый драконовский закон о партиях делает препятствия на этом пути непреодолимыми. С 2003 года в России не появилось ни одной новой партии. А больше половины старых — в первую очередь оппозиционных — ликвидировано чиновниками. Попасть в Думу теперь можно только через партии. А партии регистрируются только из числа угодных начальству.

       Смелые политики могли бы объединиться в избирательные блоки. Поэтому блоки запрещены.

       Могли бы войти в списки другой партии — тоже запрещено.

       Если политик — действующий партийный депутат и решил покинуть свою фракцию, не согласившись, к примеру, с монетизацией льгот, его лишат мандата, хоть и данного ему самим народом.

       Можно выйти из своей партии и войти в список другой — тоже не поможет: установлены более сорока случаев, когда любого кандидата можно отстранить от выборов, в том числе за орфографические ошибки в документах или за сторублевый штраф, выписанный милиционером. Зарегистрировать список без одобрения начальства невозможно — даже минимальный брак по подписям карается снятием с выборов, а сумма залога увеличена в десятки раз и достигла даже на региональных выборах сотен тысяч долларов. Внести залог и одновременно собрать подписи тоже теперь запрещено.

       Допустим, политик-оппозиционер все же дошел живым-невредимым до избирательной кампании. Легче ему не станет. Например, критика других партий в ходе кампании теперь запрещена. А критика чиновников — например, разоблачение фактов коррупции — может теперь быть приравнена к экстремизму. И карается снятием с выборов.

       Более 90% времени на телевидении отдано сегодня партии власти — всегда со знаком плюс. 10% — другим политическим силам — обычно со знаком минус. Когда увидите на экране мельком странного типа с кляпом во рту, о котором диктор сообщит, что он американский (английский, израильский) шпион, не сомневайтесь, перед вами — оппозиционер.

       Когда дело доходит до голосования и подсчета голосов, «матрица» включается на всю свою мощность. Общественные наблюдатели запрещены. Журналистам присутствовать при подсчете голосов запрещено. Иностранным наблюдателям, неугодным начальству, запрещено. Председатели избирательных комиссий назначаются теперь по вертикали. Комиссиям разрешено переписывать итоговые протоколы, подгоняя их под «нужные» цифры. Наблюдателей на участки могут направлять только зарегистрированные партии и кандидаты (об этом смотри выше).

       Таким образом, к будущей кампании по «перезагрузке» старого начальства на новый срок будут допущены только горячие сторонники этого самого начальства и партии личных друзей главного начальника — его левофланговых и правофланговых подельников, голосующих в парламенте, при этом, правда, всегда одинаково. А обывателю останется только прийти и поддержать эту веселую компанию. Другого выбора «матрица» ему просто не оставит.

       Кстати, насчет избирателя-обывателя. Может ли он, к примеру, взять и опрокинуть всю эту потемкинскую «матрицу-перезагрузку» к такой-то матери? Да ни боже мой! Кто ж ему даст? За последние годы обывателя-избирателя упаковали в Сеть не менее плотно, чем политиков.

       Для начала обывателя отстранили от выборов губернаторов. Теперь глав регионов фактически назначает президент страны. Затем отменили выборы депутатов-одномандатников. Далее появился новый закон о референдуме, который правильнее было бы назвать законом о запрете референдумов в Российской Федерации. Право народа на референдум обращено в прах. О праве граждан на создание партий я уже сказал.

       Запрет дискуссий во время выборов, запрет на критику чиновников и явное доминирование в СМИ партии власти вкупе с массовым недопуском оппозиции к участию в выборах уже приводят к росту протестных настроений. «Матрица» это учла и отменила графу «Против всех». Недовольному гражданину останется одно: вообще на все плюнуть и не ходить на выборы. «Матрица» только рассмеется — она только что сняла минимальный барьер явки на выборы. Теперь любое начальство, от президента до главы района, можно «перезагрузить» хоть парой его приятелей — кворум все равно будет.

       Поразительно, как быстро восстановлена советская бюрократическая монополия на власть, хоть и в новой, мутировавшей форме. Разрушены все без исключения условия и гарантии честной политической конкуренции. Как и возможность свободного выхода в поле политики новых сил. Партии, прошедшие регистрацию, находятся в суровых рамках и под тотальным контролем Кремля. И могут быть в короткие сроки уничтожены (как это случилось, например, с «Родиной»). Жесткая последовательная оппозиция к выборам допущена не будет. Избиратель будет лишен подлинного выбора, как и достоверной информации о жизни страны и мира.

       Даже само его участие в выборах уже мало кого интересует. Российская избирательная система в самих своих основах противоречит общепризнанным международным демократическим стандартам. Будущие парламентские и президентские выборы неизбежно станут позорным фарсом. И все это грандиозное здание манипуляций, лжи и подтасовок сооружено для того, чтобы властвующая бюрократия могла и дальше безраздельно править страной и безнаказанно разграблять ее богатства.