Продолжается автопробег «Вокруг света за 80 дней», организованный «Авторадио» и поддержанный «Новой газетой». Дорогу с самого-самого юга США на север, в Нью-Йорк, мы воспринимали почти как дорогу домой. Как финишную прямую. Американские...
Продолжается автопробег «Вокруг света за 80 дней», организованный «Авторадио» и поддержанный «Новой газетой».
Дорогу с самого-самого юга США на север, в Нью-Йорк, мы воспринимали почти как дорогу домой. Как финишную прямую.
Американские шикарные дороги — самое лучшее снотворное в мире. Сначала мы думали, что это просто хронический недосып. Но бывало — спали по норме, но стоит сесть за руль!.. Поняли, в чем дело, когда за 700 миль увидели три аварии-близняшки: никаких столкновений и подрезок — машины просто ушли в кювет. Водители уснули! И не только потому, что смотреть с хайвэев, как правило, не на что: они отгорожены от страны. Только щиты с информацией, и все. Дело еще и в том, что здесь свято соблюдают скоростной режим. И вот этот ровно идущий поток со скоростью 115—120 километров в час, на прекрасных автомобилях, по шелестящему, идеальному покрытию, где, кроме отбойников, не за что зацепиться глазу, — эта многочасовая однотонная колыбельная… Бр-р-р! Трактор на обочине лучше сон разгоняет.
Нельзя сказать, что автомобильный американский поток равномерно дисциплинирован, — он пульсирующий. Едешь, скажем, по правилам, и тебя со свистом обгоняют грузовики. Ты, естественно, прибавляешь. И вдруг замечаешь, что другие машины отстали! Они идут законопослушным стадом в твоих зеркалах, а ты единственный — мчишься! Подставили, гады-американцы! А на самом деле подставился ты сам. Вероятно, они знают, где можно прибавить, а где надо убавить. И мы за американский месяц и 7 тысяч миль к такому приспособились.
Несколько слов о пьянстве за рулем здесь, в США. Официальная норма у них есть: восемь сотых промилле. Это более чем в два раза меньше, чем у нас. Но! У нас принюхиваются к водителю. В Штатах — приглядываются. Запах не является криминалом. Наши русские американцы рассказывали, как, бывало, они попадались, приняв на грудь, и вовсе не бутылку пива, от которой, кстати, ноль пять промилле, а стакан, скажем, водки или даже больше. Если полицейский видит, что ты адекватен, вменяем и контролируешь ситуацию, санкций может и не быть. Если сомневается, наверняка попросит пройтись по прямой, достать нос пальцем с закрытыми глазами. Такой тест.
Но если ты явно пьян, сразу наручники, обезьянник и суд. Если просто был пьян, то есть ничего не натворил, на первый раз — штраф от 1000 долларов. Плюс 50 часов работы на благо общества в госпитале или на стройке, плюс пара часов лекций о вреде пьянства. И еще — встреча с матерями погибших на дороге от пьяных водителей. Вот это уже круто! Это пережить непросто.
Если второй раз пьян, опять же ничего не натворив, — штраф от 10 тысяч. Плюс пять лет без прав, плюс за свои деньги устанавливаешь в машине датчик, который не заведет движок, если почует запах. Суд может смилостивиться и разрешит выдать тебе «ред лайсенс» — красные позорные «корочки», где будет расписан твой жизненный маршрут: с работы домой, из дома на работу, в супермаркет или за ребенком в садик. Все. Попробуй попасться полиции на соседней улице!..
И самое главное — несмываемое пятно в твоем электронном досье. На всю оставшуюся жизнь.
Вот это электронное досье и дает основание многим говорить, что США — полицейское государство со свободами, которые его гражданам не нужны.
У каждого гражданина Соединенных Штатов есть личный электронный номер, наши называют его «соушл» — социальный. Он на всю жизнь. Есть «соушл» — есть человек. Нет «соушела» — нет человека. Где-то когда-то ты проштрафился, выпил, дал кому-то в глаз или забыл отстегнуть государству от дохода, заболел, вылечился или просто поскандалил с женой — все навсегда фиксируется в твоей электронной биографии.
Но ведь человек-то — не робот! Он может ошибиться, оступиться, отсидеть срок, в конце концов, и начать новую жизнь — имеет право? Почему же за свое прошлое он должен страдать всю оставшуюся жизнь?
Должен страдать. По американским законам американский человек не должен ошибаться, он робот. Вот он и становится роботом. Мы видели наглухо забитый перекресток. Пробка случилась потому, что испортился светофор. И водители просто встали. Все встали. Не понимая, что делать, как ехать. Ожидая наведения порядка, к которому привыкли.
Кстати. Вам приходилось видеть за рулем шикарного лакированного гардероба почти мумию-старичка с кислородной маской и шлангами, идущими с заднего сиденья? Нам приходилось. Зрелище не для слабонервных. И таких старичков — правда, без кислородных масок, но едва вылезающих из-за руля, с дрожащими коленками, едва передвигающихся и при этом путешествующих — треть Америки.
Порадуем сограждан. За несколько тысяч внимательных километров по Соединенным Штатам мы сделали вывод, что водительское мастерство в России гораздо выше. В среднем, разумеется. Есть, конечно, и здесь свои Шумахеры и ревущие «прямотоком», но! Слабовато ездят американцы, процентов 60 не включают мигалки при перестроении, маневрируют неуверенно, теряются в экстремальных ситуациях, а когда на стоянке наша машина сделала элементарную «восьмерку» с пробуксами и ревом (какой там пробукс и рев на автоматической коробке — смешно!) — восторгу случайных зрителей не было предела! А ведь подобное у нас сделает любой. Посмотрели бы мы на них в управляемом заносе!
Впрочем, хватит придираться к Америке. Все равно великая страна.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»