Продолжается автопробег «Вокруг света за 80 дней», организованный «Авторадио» и поддержанный «Новой газетой». На этот раз участники расскажут, как они участвовали в автомобильном аукционе и познакомились с российским студентом, сделавшим в...
Продолжается автопробег «Вокруг света за 80 дней», организованный «Авторадио» и поддержанный «Новой газетой». На этот раз участники расскажут, как они участвовали в автомобильном аукционе и познакомились с российским студентом, сделавшим в Америке то, чего невозможно сделать в России.
Штаты мелькают, как верстовые столбы. Меньше чем за сутки, выехав на ночь глядя из Чикаго (штат Иллинойс), мы прошли с запада на восток Индиану и Огайо, переночевав в мотеле небольшого городка Толедо, потом проскочили кусочек Пенсильвании и въехали в Нью-Йорк (нет, это пока не город, а всего лишь одноименный штат), где и приземлились, по ошибке едва не зарулив в Канаду, в славном городе Баффало. Славном — Ниагарским водопадом, хоккейной командой и наверняка чем-то еще. Чем — узнаем завтра, когда рассветет.
За всю дорогу у нас была одна остановка, да и то почти не запланированная. А виной тому Олег Ягусевич, который через «Авторадио» связался с экипажем кругосветки и ждал нас на подъезде к Кливленду с кучей подарков и настойчивым приглашением на домашний обед. Расписываясь за Кливленд на флаге кругосветки, Олег название города написал по-английски, а в скобочках добавил по-русски — «Севастополь».
Инженер-механик по судовым двигателям в Кливленде работает просто механиком. Вместе с пятью такими же российскими автоумельцами, у русского же хозяина. Может, потому, что еще дома собрал «КамАЗ» из подручного металлолома. Самые въедливые клиенты — опять же наши бывшие соотечественники, в городе тысяч шестьдесят выходцев из Союза. Американцы под капоты своих авто, как правило, не заглядывают, хорошо, если масло вовремя меняют. Того, что делают наши, американцы просто не умеют. Вырвало свечу — меняют головку блока целиком, им в голову не придет наре€зать резьбу, выточить хитрую втулку… Ремонт, который стоит три тысячи долларов, русские могут сделать за 500 американских рублей, клиент счастлив.
Сам Олег ездит на «Субару» 1996 года, которую купил на аукционе за 1600 долларов. На новую машину, говорит, пока не заработал, хотя вкалывает по десять часов шесть дней в неделю. Объясняет: «Субару» взял, потому что у нее защита хорошая, здесь зимой, представляете, натрий хлор, то есть обычную соль на дорогу сыплют. Шутит: если что, дочка прокормит. Младшая Полинка — семейная гордость, не так давно победила на всеамериканском конкурсе детских рисунков.
…Вместо обеда огорченный отказом Олег тащит нас к Музею рок-н-ролла. Дескать, быть в Кливленде и не увидеть то, на что специально приезжают посмотреть со всего мира… А еще надо обязательно сфотографировать огромную канцелярскую печать с зеркальной надписью FREE (свободный) — этакий своеобразный монумент протеста против бюрократии и бюрократов. Там на лужайке жители города собираются на разные мероприятия, в том числе и несанкционированные. Недавно заставили газон обувью своих родных, погибших в Ираке, вмешивалась полиция. Спасибо, Олег. Не обязательно быть фанатом, чтобы благоговейно постоять в «Зале славы рок-н-ролла» у портрета Джона Леннона, мысленно примерить туфли Элвиса Пресли или вожделенно прикоснуться глазами к надежно упрятанному за стеклом концертному платью Тины Тернер… А ведь мы действительно могли проскочить мимо Кливленда, как мимо какого-нибудь заштатного городишки…
В Баффало к нам на встречу едет гражданин Канады бизнесмен Андрей Кузнецов, специализирующийся на поставках американских автомобилей на российский рынок. Обещает посвятить в тонкости этого непростого дела. И даже предложить что-то вроде эксперимента. Типа включенного наблюдения, ну, вы понимаете.
Когда мы были в Чикаго, он уже начал заочно знакомить нас с особенностями автомобильного бизнеса. Через одного из своих партнеров в Америке договорился, чтобы нам показали аукцион подержанных автомобилей, посторонних на них не пускают. Таких аукционов только на севере Соединенных Штатов несколько, расписание каждого хорошо известно дилерам. Да, участвовать в аукционах, как и вообще заниматься продажей и скупкой подержанных машин, имеют право только дилеры, то есть люди, имеющие специальную лицензию. Хотя никто не лишает права частное лицо продать своего постаревшего друга без посредников. Но не более двух машин в год, иначе — проблемы. При этом дилер не может иметь криминального прошлого и должен подтвердить свои финансовые возможности. Организаторы аукциона гарантируют чистоту документов на машину, прозрачность ее биографии и прочие преимущества цивилизованного рынка.
Откуда при этом берутся черные дилеры, сомнительные документы, машины с перебитыми номерами и темным прошлым, как они попадают в Россию и почему у нас называют дешевый американский рынок подержанных машин помойкой, нам бы и хотелось разобраться. И Андрей готов помочь.
В Милуоки, на рынок в 90 километрах от Чикаго, нас сопровождает колоритнейший Джордж Мажелис-Толстой, 56 лет из своих 66 проживший в Америке. Джордж — это настоящий «крейзи драйвер», как говорят американцы, он входит в поворот на скорости 50 миль в час, меняя ряд, обязательно обгоняет и подрезает впереди идущую машину, то есть едет так, как нельзя ездить не только в Штатах. Ему нравится, что он нам нравится, он называет Юру тезкой, ругает матом Америку и свою третью жену-американку сразу на трех языках — английском, русском и литовском. И при этом успевает показывать «кошкин хвост» каждому второму водителю, недовольному его манерой езды.
Как и наш Джордж, настоящий американский автомобильный аукцион изумляет своим темпераментом и масштабом. Представьте длиннющий ангар примерно на двадцать сквозных въездов-выездов и огромную площадь, по которой рядами медленно, но непрерывно движутся тысячи автомашин. Вот машина на две-три минуты притормаживает в ангаре, каждая в своем боксе, и на больших мониторах появляются ее марка, пробег, возраст, идентификационный номер и стартовая цена. Эти же данные в режиме он-лайн фиксируются на мониторах компьютеров зарегистрировавшихся для участия в аукционе дилеров-покупателей, которые заранее выбрали то, что им нужно, и теперь, сидя в своих офисах, в разных городах и даже странах, дожидаются удобного момента для торга. Есть и такие, но их ничтожное меньшинство, кто присутствует прямо в зале. Нужно только вскинуть руку, как в классическом аукционе, и ваша ставка будет принята.
Все это время ведущий торгов скороговоркой, усиленной мощными динамиками, называет меняющуюся цену лота, не снижая накала, не давая передышки ни себе, ни участникам. Шоу не должно прерываться ни на секунду! А теперь представьте, что таких шоуменов работает сразу два десятка. Оглохнуть можно.
С самого начала цена, как правило, опускается ниже стартовой (и редко ее потом превышает), но не ниже предела, установленного дилером-продавцом, о котором знает только ведущий торгов. Если снижение остановилось или стоимость возросла, значит, у машины новый хозяин, специальный драйвер доставит ее по указанному покупателем адресу. Если дошла до нижнего предела прежде, чем кто-то назвал свою цену, — сделка не состоялась, машина снимается с торгов до лучших времен.
Обычно на больших американских аукционах в день продается до 15 тысяч автомобилей.
Илья Назаров, выпускник юридического факультета Ульяновского университета, тоже занимается в Америке продажей автомобилей. Не в одиночку, а в фирме. И не подержанных, а новых. Так что поездка в Милуоки на действующий аукцион ему была интересна как будущему профессионалу.
Илюша выглядит так молодо, что, когда заказывает пиво в ресторане, у него спрашивают документ, подтверждающий возраст. Он был первым русским, встретившим нас в Чикаго. Вот уж кто ни за что не останется в Америке, даже если фирма предложит ему хороший контракт, так это Илья Назаров. Он приехал набраться опыта и уже имеет сертификат от «Дженерал моторс», разослал резюме в некоторые российские фирмы, сотрудничающие с крупными западными компаниями.
А вот Дима из Краснодара в первую же свою поездку по программе «Работа и путешествие» решил закрепиться в Америке и поступил здесь в колледж. Вернулся в США уже как американский студент. Жена Аня с ним. Когда Дима закончит учебу, в колледж поступит Аня, тогда Дима будет как бы при ней. Вы будете удивлены, но русский студент умудрился сделать в Америке то, что не смог бы сделать в России, — купил довольно большой, хотя и запущенный дом. Двухэтажный, на четыре квартиры. Ни один банк кредита ему бы не дал, но Дима нашел человека, который одолжил нужную сумму. Теперь они с Аней живут в одной из квартир, а три другие сдают — хватает, чтобы гасить долг и проценты.
В этом единственном на всю улицу (а скорее на весь город) доме, который украшает российский триколор, Дима с друзьями принимал нас в Сент-Луисе. А ближе к вечеру рассказал историю с абсолютно американским сюжетом. Как зашел однажды в тренажерный зал, только начал заниматься, а трос возьми и оборвись. Травму залечил, осталось отсудить у компании, владеющей залом, компенсацию за причиненный ущерб — как раз хватит бедному студенту рассчитаться с долгами.
Американская мечта российского человека: раньше ехали в США, чтобы получить свободу, потом, чтобы заработать денег, сейчас — чтобы засудить компанию. Желательно крупную.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»