Расследования · Политика

О ЧЕМ МОЛЧИТ И ГОВОРИТ СЕНАТОР ТОРШИН

БОЛЕВАЯ ТОЧКА

Елена Милашина , обозреватель
В июне этого года члены федеральной парламентской комиссии проголосовали семнадцатью голосами против двух за окончательный вариант доклада о расследовании обстоятельств бесланского теракта. Но на этой неделе глава комиссии А.П. Торшин...
В июне этого года члены федеральной парламентской комиссии проголосовали семнадцатью голосами против двух за окончательный вариант доклада о расследовании обстоятельств бесланского теракта. Но на этой неделе глава комиссии А.П. Торшин вынужден был объявить о продолжении работы злополучной комиссии, которая выдала обществу невероятное количество обещаний, — и ни одного внятного ответа на главные вопросы.
Сенатор Торшин был чрезвычайно раздражен, объясняя причины, побудившие комиссию передумать и снова взяться за работу, в которую не верит уже большинство граждан России (прозвучавшие на «Эхе Москвы» результаты опросов «Левады-центра» показали, что рейтинг доверия парламентской комиссии упал с 60 до 12 процентов. Более того, 56% опрошенных категорически уверены, что задача комиссии — скрыть от общества ответы на неудобные для власти вопросы).
Сенатор Торшин явно недоволен, что его заставили продолжить тягостное расследование. И все-таки имена виновников прозвучали: «Новая газета», интернет-ресурс PravdaBeslana.Ru и член все той же комиссии депутат Госдумы Юрий Петрович Савельев, опубликовавший в вышеуказанных СМИ альтернативный доклад по Беслану.
Лестно сознавать эффективность своей работы, так как столь малыми силами удалось добиться не только недовольства, но и конкретных ответных действий со стороны властных органов (в первую очередь, конечно, Генпрокуратуры РФ, которая истребовала доклад Савельева для внимательного изучения).
Однако есть опасения, что все официальные действия теперь будут направлены на опровержение доклада Савельева или поиски компромата на самого Савельева, если уж не получится опровергнуть доклад.
Бессмысленно же надеяться на очередную экспертизу «математического моделирования» обстоятельств первых взрывов, в которую так верит тот же сенатор Торшин. При этом вряд ли он имеет понятие, что же это такое — «математическое моделирование», но уже не сомневается, что эта экспертиза опровергнет доводы Савельева о первых взрывах в спортзале, являющихся результатом прицельных выстрелов из огнеметов. (Заметим, что сам Юрий Савельев является крупнейшим специалистом в области математических моделирований и применил в том числе и эти методики в своем исследовании.)
Кто-то должен объяснить сенатору Торшину, что желание опровергнуть Савельева во что бы то ни стало — это большая глупость. Глупо спорить с физикой, математикой, логикой, фактами. Недопустимо говорить, что «в том, как развивались события в Беслане, значительная часть вины лежит на республиканской власти и жителях Беслана», и тут же спрашивать: «За это Патрушев несет ответственность? Или Нургалиев? Президент Российской Федерации?»*.
Проблема в том, что сенатор Торшин, как, впрочем, и остальные 16 членов федеральной комиссии**, и 50 следователей Генпрокуратуры, и сотни российских журналистов не могут даже допустить мысли о том, что вина безусловно лежит на всех упомянутых Торшиным высокопоставленных чиновниках. И задача комиссии, как и следствия, — определить степень этой вины, руководствуясь законом и совестью.
Ситуация не безнадежная. Тем, кто хочет знать правду о бесланской трагедии, предоставлены для этого информационные возможности — «Новая газета» и интернет-ресурс PravdaBeslana.Ru опубликовали все официально существующие на сегодняшний день точки зрения на обстоятельства теракта и причины гибели большинства заложников. У каждого гражданина — от рядового до президента — есть возможность сделать выводы из бесланской трагедии самостоятельно.
* См. интервью Торшина, «Московский комсомолец», 15.09.2006.
** За официальную и окончательную версию доклада федеральной парламентской комиссии, опубликованную на сайте «Новой» и PravdaBeslana.Ru, проголосовали 17 человек: А.П. Торшин, А.И. Александров, А.Г. Баскаев, А.Г. Билалов, Л.И. Биндар, О.Г. Борзова, В.К. Гусев, В.В. Дятленко, Р.Г. Искужин, Ю.Я. Ковалев, В.Ф. Кулаков, О.А. Малышкин, В.В. Маргелов, А.Л. Москалец, О.Е. Пантелеев, В.А. Попов, В.И. Федоров.
Против проголосовали два члена комиссии: Ю.П. Савельев и Ю.П. Иванов.