Сюжеты · Общество

В ТАТАРСТАНЕ СТРОГО УЧИТЫВАЮТ ВЛИЯТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ

ПЕРВЫЕ ЛИЦА

Не место красит человека, а рейтинг. Приятно заглянуть в список и увидеть себя на строчку выше конкурента. Жаль, списки эти очень короткие. Я, например, считаю себя пятимиллиардной ракеткой мира, а рейтинг-лист теннисистов ограничивается...
Не место красит человека, а рейтинг. Приятно заглянуть в список и увидеть себя на строчку выше конкурента. Жаль, списки эти очень короткие. Я, например, считаю себя пятимиллиардной ракеткой мира, а рейтинг-лист теннисистов ограничивается какой-нибудь сотней.
С надеждой пробежался по списку наиболее влиятельных персон Татарстана (самая тиражная местная газета печатает его ежемесячно). Ну-ка, где тут я? И опять неудача: в списке всего лишь пятьдесят фамилий. Было бы миллиона полтора-два, мы бы еще посмотрели, кто выше: я или мой сосед, который второй месяц пытается повлиять на домоуправление по поводу протекающей трубы.
Ну, ладно, не попал в полусотню, надо хоть внимательнее посмотреть, кто меня обошел, пока я зазевался. Итак, номер первый — Шаймиев Минтимер Шарипович. Извините… Сам понимаю, что эта позиция занята раз и навсегда. Из месяца в месяц здешние эксперты после напряженных раздумий выводят главе республики то 91,8, то 92,2. Ну, вроде бы есть колебание рейтинга, и знатоки его вполне могут уловить.
Еще знатоки понимают, что на втором месте может быть только глава местного правительства, а на третьем — спикер здешнего парламента. Рейтинги у них, соответственно, 80 и 70 баллов, и есть в этом незыблемая социальная справедливость.
Кто там дальше? Дальше тоже без промахов: первый вице-премьер, главный нефтяник республики, мэр Казани… Что-то бросается в глаза, и сразу не поймешь, что именно. Ах да: в первой десятке — только представители, как принято говорить, коренной национальности. Вообще-то в Татарстане живут и радуются люди многих национальностей (что часто подчеркивают в речах и докладах), но вот так само собой сложилось: особо влиятельные персоны относятся именно к коренной. Не к стволовой какой-нибудь и не к ветвистой.
Нет, начало списка никого не удивит, а что такое стабильность, все и так знают. Заглянем-ка лучше в конец. Ну и дела! Лишь сорок девятое место с жалким баллом 3,3 у начальника управления ФСБ по Татарстану! Товарищи эксперты не понимают… Неужели при нынешнем-то общественном раскладе генерал ФСБ менее влиятелен, чем рядовые министры и районные главы? Мало того, он, оказывается, уступает даже тем, у кого вроде бы нет ни званий, ни заметных должностей. Так, два гражданина скромно обозначены в списке единственным словом «предприниматель», но все же, набрав на двоих 40 баллов, занимают более высокие места — восемнадцатое и тридцатое. Кто они? Это Шаймиев Радик Минтимерович и Шаймиев Айрат Минтимерович. Ой, еще раз извините! Эксперты кое-что понимают правильно…
В общем, рейтинг влияния помогает разобраться, кто есть кто и кто есть почему. И лишний раз напоминает, что миллионы людей в сложившейся системе не влияют ни на что. Им назначают нужных губернаторов, для них создают правильные партии и выпускают стерильные газеты — газеты, которые печатают рейтинги, убеждая всех, что все идет как надо. Ну разве что есть одна неприятность для народа: президент республики между июнем и сентябрем 0,4 балла потерял.