В понедельник, 11 сентября, примерно в 17 часов 30 минут в пяти километрах от Владикавказа потерпел катастрофу вертолет Ми-8, приписанный к 58-й общевойсковой армии, штаб которой дислоцируется в столице Северной Осетии. Из шестнадцати...
В понедельник, 11 сентября, примерно в 17 часов 30 минут в пяти километрах от Владикавказа потерпел катастрофу вертолет Ми-8, приписанный к 58-й общевойсковой армии, штаб которой дислоцируется в столице Северной Осетии. Из шестнадцати военных, находившихся на борту (3 члена экипажа и 13 пассажиров), погибли двенадцать. Чудом удалось спастись заместителю командующего — начальнику тыла СКВО генерал-лейтенанту Алексею Шерешкову, полковнику Сергею Дунаеву из штаба тыла Вооруженных сил РФ, начальнику вещевой службы управления тыла СКВО полковнику Алексею Кнутову, а также командиру экипажа вертолета подполковнику Александру Свиридову. Они с тяжелыми травмами доставлены во Владикавказский военный госпиталь.
Среди погибших три генерала и девять старших офицеров, работавших по проверке готовности воинских частей СКВО к зиме, в том числе и 42-й дивизии, части и подразделения которой расквартированы в различных районах Чечни. Руководили группой проверяющих заместитель начальника штаба тыла Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Павел Ярославцев и заместитель начальника главного военно-медицинского управления Минобороны генерал-лейтенант Виктор Гуляев. Оба они погибли, как и начальник штаба тыла СКВО генерал-майор Владимир Сорокин.
Ми-8 поднялся в воздух с вертолетной площадки у населенного пункта Гизель под Владикавказом и взял курс на Ханкалу, но через несколько минут полета потерпел аварию. По словам очевидцев, после удара о землю Ми-8 развалился на две части. И военные специалисты, и следователи определили в качестве основной версии катастрофы Ми-8 техническую. Во всяком случае, уголовное дело возбуждено по статье 351 УК РФ («Нарушение правил полетов и подготовки к ним»).
Специалисты считают, что на борту Ми-8 произошел пожар, возможно, вызванный утечкой топлива или масла. В пользу этой версии и свидетельства очевидцев, наблюдавших Ми-8 сразу же после взлета: за ним тянулся шлейф дыма.
При этом военные полностью исключают версию возможного теракта, хотя неисправность вертолета могла быть вызвана как нарушениями, связанными с техобслуживанием, так и диверсией. Я бы не исключал эту возможность — сам неоднократно вылетал с вертолетной площадки в Гизели и могу сказать: она должным образом не охраняется. А во-вторых, информацию о прибытии высокой комиссии Минобороны всегда знают заранее все кому не лень, вплоть до рядовых. И немало бойцов-контрактников по своим моральным качествам далеки от понятий чести и долга. Встречаются и такие, которые сотрудничают с террористами.
Известен же факт гибели в апреле 1998 года под Нижним Курпом старших офицеров и генералов Генштаба по причине прямого предательства. Тогда группу проверяющих возглавлял начальник Генерального штаба генерал Анатолий Квашнин. Его, правда, не оказалось в злополучной автомобильной колонне, попавшей в засаду, но многие прибывшие с ним подчиненные генералы и офицеры Генштаба погибли в результате хорошо подготовленной атаки боевиков.
А в январе 2002 года в Чечне произошла странная авиакатастрофа вертолета, принадлежащего внутренним войскам МВД России. Тогда погибла группа старших офицеров и генералов, прибывших в Чечню для проверки. И силовики тоже исключали теракт, но объективного расследования та трагедия так и не получила, хотя в кабинетах МВД о предательстве говорили в открытую.
Так что специалистам и следователям прокуратуры предстоит немало поработать, чтобы окончательно определить причины трагедии Ми-8 11 сентября. Несомненны два момента: качество боевой техники, используемой на Северном Кавказе, оставляет желать лучшего, как и качество подготовки, и моральные устои личного состава.
Вячеслав ИЗМАЙЛОВ, военный обозреватель «Новой»
Под текст
ДЖАМААТ ИЗВЕСТИЛ О НАЧАЛЕ АВИАВОЙНЫ
Как известно, североосетинский джамаат «Катаиб аль Хоул» 12 сентября взял на себя ответственность за падение вертолета Ми-8 и гибель высокопоставленных офицеров. Джамаат заявил, что вертолет был сбит выстрелом из ПЗРК (переносного зенитно-ракетного комплекса).
Дальше произошло следующее. Представители Генпрокуратуры, участвующие в расследовании причин падения вертолета, с ходу опровергли версию джамаата, уверяя общество: все что угодно — диверсия «своих», техобслуживание, «плохой» экипаж, — только не «теракт»! А североосетинские власти и вовсе удивили непросвещенностью, сообщив, что такого джамаата нет. На том основании, что о его существовании на своей территории эти власти не знают.
Напрасно. О существовании боевого вооруженного диверсионного джамаата в РСО-Алания известно уж несколько месяцев. Он был создан примерно через год после бесланских событий из осколков предыдущих североосетинских джамаатов, разгромленных республиканской ФСБ в течение нескольких месяцев, последовавших за терактом.
За 2006 год джамаат стал регулярно выходить в интернет с заявлениями о своих целях, задачах и планах. Вне интернета с его представителями также можно было пообщаться. Последнее виртуальное предупреждение непосредственно предшествовало гибели вертолета — за три дня джамаат известил, что будет вести авиавойну, сбивать военные вертолеты и самолеты, а гражданские трогать не станет. Тогда же были оглашены точки, за которыми моджахеды ведут постоянное наблюдение, ожидая вылета высокопоставленных военных — аэродром в Гизели был среди них.
Как при таких заявлениях вертолет со столь высокопоставленной комиссией все же поднялся именно из Гизели, совершенно непонятно.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»