Сюжеты · Общество

ЧТО-ТО ТУТ НЕ ЧИСТКА

ПОДРОБНОСТИ

Четыре ведомства и четыре высших сановника одновременно попали под удар в прошлую пятницу: сотрудники ФСБ, МВД, прокуратуры и таможни, а также члены Совета Федерации. Офицеры отправлены в отставку и уволены с военной службы, а в отношении...
Четыре ведомства и четыре высших сановника одновременно попали под удар в прошлую пятницу: сотрудники ФСБ, МВД, прокуратуры и таможни, а также члены Совета Федерации. Офицеры отправлены в отставку и уволены с военной службы, а в отношении сенаторов спикер Совфеда Миронов внес представления о досрочном прекращении полномочий.
Эти новости, совпавшие с назначением нового руководителя Федеральной таможенной службы и оформленные как одно информационное сообщение, должны были создать впечатление спланированной чистки.
Учитывая недавнюю серию скандалов на таможне и заявленное наступление на коррупцию, сразу возникло подозрение, что все эти люди как-то связаны между собой, причем криминальным образом.
К тому же вечером того же дня появились сообщения о десятках уголовных дел, которые совместно расследуют прокуратура и ФСБ по фактам превышения должностных полномочий, — и картинка почти сложилась. Ведь у нас нечасто публично заявляют о том, что какой-то генерал уволен со своего поста. В прошлом году, например, тихо лишился своей должности заместитель директора ФСБ Анисимов, и эта информация не тиражировалась государственными информагентствами.
Однако что-то в эту схему не укладывается. Предыдущие публичные кампании против «оборотней» проводились по другому сценарию, с обязательной картинкой. Аресты в рабочих кабинетах показали по главным телеканалам, министр МВД рассказал всей стране о том, как генералы и полковники сколотили банду. Здесь же людей просто уволили с работы.
Кроме того, все эти высокопоставленные чиновники ну никак не могут быть членами одной группы. Как выразился наш источник в таможне, «они ходили по разные стороны леса».
Особенно выбиваются из этого ряда генералы ФСБ. Распоряжением президента, например, отправлены в отставку первый зам и просто зам оперативно-розыскного управления (ОРУ) Службы по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом — соответственно Евгений Колесников и Александр Плотников. Два генерала ОРУ, одного из самых боевых подразделений антитеррористической службы ФСБ, лишились своих постов явно по своим отдельным причинам.
С декабря прошлого года, когда в ФСБ был назначен новый замдиректора Юрий Горбунов («Новая» писала об этом в № 13 от 20.02.06), на Лубянке ждали кадровых чисток. До этого Горбунов возглавлял департамент по правовым вопросам безопасности ПГУ администрации президента, курирующий спецслужбы. Вот и дождались.
Как известно, после принятия в марте закона «О противодействии терроризму» ответственность за борьбу с террором вернули ФСБ, что понравилось далеко не всем. Недаром за неделю до отставок президент попросил генерального прокурора разобраться с тем, как на местах осуществляется реформа антитеррористической вертикали.
Получается, что двух генералов из ОРУ «сдали» в ответ на давление администрации и Генпрокуратуры на ведомство Патрушева. Пожертвовали теми, кого было не столь обидно терять и кто, очевидно, не столь завязан на контроль серьезных финансовых потоков, — тем же первым замом управления Евгением Колесниковым, который находился на этой должности и в том же звании еще при прежнем начальнике ОРУ Иване Миронове.
Очевидно, что совсем по другим причинам потерял должность начальник управления по борьбе с контрабандой и незаконным оборотом наркотиков Службы экономической безопасности ФСБ Сергей Фоменко. До этого вполне успешный генерал, он руководил, например, совместным с ФБР расследованием по пресечению контрабанды переносного зенитно-ракетного комплекса «Игла».
Однако все эти фамилии были сведены в один список, так же как и пять офицеров десятого ОРБ департамента экономической безопасности МВД, прокурорские сотрудники и четыре сенатора, не все из которых даже в прошлом были связаны с таможней.
Очевидно, что под предлогом антикоррупционной кампании, которую провозгласил президент, разные ведомства решают свои отдельные проблемы. Создается впечатление, что два самых могущественных силовых ведомства страны — ФСБ и Генпрокуратура — просто обменялись ударами. ФСБ сделала очередную попытку получить контроль над таможней (ведь до офицера КГБ Бельянинова*, назначенного директором ФТС, в эту структуру на должность заместителя директора еще два года назад привели начальника Управления контрразведывательных операций ФСБ Николая Волобуева), а в ответ получила прессинг своего генералитета.
Очевидно, что лишь в последнюю очередь стоит пытаться понять, каким образом все эта активность на самом деле имеет отношение к оздоровлению антитеррористических служб и расследованию коррупции в таможне. Ведь тоже ОРУ ФСБ было далеко не самым коррумпированным подразделением на Лубянке, а как раз тем, которое худо-бедно, но решало конкретные проблемы обеспечения безопасности государства.
* Бывший сотрудник ПГУ КГБ; знаком с президентом В. Путиным по совместной службе в Восточной Германии. До этого занимал ведущие посты в Рособоронзаказе.