На выборах в Перми нехватку административного ресурса попытались заменитьмилицейским рвением 12 марта состоялись выборы главы города Перми и депутатов городской Думы. На фоне общей деградации российских выборов Пермь смотрелась вполне...
На выборах в Перми нехватку административного ресурса попытались заменить
милицейским рвением
12 марта состоялись выборы главы города Перми и депутатов городской Думы. На фоне общей деградации российских выборов Пермь смотрелась вполне достойно. Явка составила 46%, причем добровольная, не натянутая с помощью принудительного досрочного голосования и голосования на дому. В чем же секрет высокой активности пермяков? Главная причина в том, что в Перми еще не достроена властная вертикаль.
Местная власть пока не смогла задействовать все ресурсы, которые обрушиваются на российского избирателя. Это связано как с частой сменой руководства в Перми и Пермском крае, так и с довольно высокой для России степенью развития гражданских институтов (в Перми активно работают правозащитные организации, развито территориальное самоуправление, не монополизированы газеты и телеканалы).
Результатом всего этого явилась реальная конкуренция кандидатов. Разные и, главное, равновеликие СМИ работали на конкурентов. На агитационных материалах, повсеместно размещенных на улицах Перми, можно было увидеть лица основных участников избирательной кампании. Дворники не занимались расклеиванием листовок исключительно одного кандидата и целенаправленным уничтожением всех остальных. Борьба получилась нешуточной.
Основным претендентом был, естественно, протеже краевой администрации — временно исполняющий обязанности мэра Игорь Шубин. Реальную конкуренцию Шубину составлял местный предприниматель и депутат областного Законодательного собрания Владимир Плотников. Последний выступает активным противником действующей городской и краевой администрации и широко известен в городе. В составе кандидатов было еще несколько заметных фигур: депутат Госдумы Павел Анохин, депутат пермского Законодательного собрания Константин Окунев, предприниматель Александр Репин. Была, как водится, группа «кандидатов-дублеров» и «кандидатов-киллеров».
Обычно на роль «кандидатов-киллеров» подбираются никому не известные сотрудники политтехнологических фирм, однако на этот раз за такую роль взялся замначальника ГУВД Пермского края генерал-майор Федор Утробин. Этот факт серьезно отразился на ходе выборов. Фактически была сделана попытка компенсировать недостаток административных рычагов милицейским рвением.
Генерал-кандидат Утробин агитации практически не вел и в результате получил 1,2% голосов. Зато он инициировал судебную операцию по снятию Плотникова и блестяще провел ее в окруженном милицией суде.
В ответ на отмену своей регистрации Плотников подготовил очередной номер газеты «Вечерняя Пермь» (обычный тираж — 300 тыс. экз.), содержавший призыв голосовать против всех (специально для москвичей сообщаем, что, кроме Москвы, еще ни один регион не отменил пока эту строку).
Дальше развертывается детективная история с гонками и преследованием. Следователь СЧ СУ при УВД г. Перми Дорохин каким-то образом, еще не видя свежего номера, устанавливает, что в нем «содержатся заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство кандидатов на пост главы города Перми». Облава на типографию силами сотрудников УБОПа и ГИБДД приводит к стычке (доходящей до рукоприкладства) милиции и двух депутатов — депутата Государственной Думы РФ Виктора Похмелкина и областного депутата Вячеслава Вахрина. Стычка завершается боевой ничьей: Похмелкин и Вахрин на собственных машинах вывозят часть тиража (30 тыс. экз.), большая часть тиража достается милиции, Вахрину удается после получения побоев убежать от милиции и дать интервью радиостанции «Эхо Москвы». Попутно страдают журналисты: у корреспондента телеканала ТНТ милиция отбирает видеокассету с записями.
Впрочем, в эпизоде с изъятием газеты милиция исполняла обычную для нее роль. Но оказалось, что на этот раз милиционеры взяли на себя еще и роль общественных контролеров. Документы, которые удалось получить незадолго до выборов штабу Плотникова, могут порадовать любого, кто когда-либо имел отношение к выборам.
Первый документ — распоряжение первого заместителя начальника УВД г. Перми полковника милиции Вьюгова В.А. от 02.02.2006 № 4073-17с «Об организации оперативно-разыскных и оперативно-профилактических мероприятий по выявлению фактов применения незаконных избирательных технологий». Процитируем особо радующие глаз перлы:
Пункт 1. «Создать на период проведения избирательной кампании в РУОВД г. Перми оперативные штабы по выявлению и пресечению фактов нарушения выборного законодательства, руководителями оперативных групп назначить начальников криминальной милиции»…
Пункт 3. «Организовать проведение ОРМ (оперативно-разыскных мероприятий. — Ред.) и ОПМ (оперативно-профилактических мероприятий. — Ред.) по документированию фактов нарушений выборного законодательства кандидатами и их представителями в период предвыборной кампании»…
Пункт 3.1. «На основе поступающей информации обеспечить выполнение мероприятий по проверке каналов финансовой поддержки кандидатов в депутаты Пермской городской Думы и на пост мэра города Перми…».
Пункт 4.1. «В день проведения выборов обеспечить оперативное перекрытие избирательных участков на предмет выявления и принятия мер к задержанию лиц, нарушающих правила агитации и голосования, совершающих противозаконные действия по подкупу избирателей».
Второй документ — распоряжение начальника УВД г. Перми полковника милиции И.Н. Орлова от 09.02.2006 «О создании временных оперативных групп для проведения оперативно-разыскных и оперативно-профилактических мероприятий по документированию фактов применения незаконных избирательных технологий». Это распоряжение создает материально-техническую базу для «общественно-милицейского» контроля, заявленного в первом из перечисленных документов.
Следует заметить, что указанные распоряжения ссылаются на неведомые нам Директивы МВД РФ № 7 дсп от 24.10.2006, указания ГУВД Пермского края № 353117с от 27.01.2006, приказы начальников УВД (тоже с грифом «с» — то есть «секретно»). Кроме того, первый документ поручает руководителям криминальной милиции ознакомиться с некими «методическими рекомендациями по выявлению нарушений законодательства в период подготовки и проведения выборов, а также со списками, которые находятся в ОУР УВД г. Перми».
Оказывается, пока ЦИК РФ и другие избирательные комиссии трудятся над рекомендациями по проведению открытых и гласных свободных выборов, милиция тоже готовит свои рекомендации и списки для проведения выборов.
Третий документ никем не подписан. Этот документ называется «Методика действий мобильных групп и их координаторов по контролю за ситуацией в день голосования на территории избирательных участков». Он распространялся за два дня до выборов среди участников совещания по организации общественного контроля в день голосования.
Встречу эту (по сообщению известного в Перми интернет-издания «Пермские соседи») организовал заместитель губернатора Николай Яшин, присутствовали на ней ни много ни мало 600 человек — представители территориальных администраций, избиркомов, сотрудники милиции, СЭС, пожарной охраны, руководители общественных организаций и многие другие.
Процитируем наиболее примечательные места методички, которые, пожалуй, не нуждаются в комментариях. По крайней мере для тех, кто когда-либо организовывал предусмотренное нашим законом общественное наблюдение на выборах.
«…В случае обнаружения фактов подвоза избирателей или при обнаружении неоднократного появления одного и того же автомобиля возле помещения УИК мобильная группа немедленно информирует об этом координатора по округу, указывая марку и номер машины. Сотрудник милиции задерживает водителя автомобиля для установления личности до прибытия координатора по округу или ГИБДД и опрашивает граждан, которых привезли. Координатор по округу продолжает опрос свидетелей и документирует их показания. ГИБДД проверяет комплектность и техническое состояние автомобиля и по возможности отправляет автомобиль на штрафную стоянку или препровождает водителя для проведения медицинского освидетельствования на предмет состояния опьянения».
«В случае выявления фактов потенциального подкупа в торговые точки и предприятия общественного питания координатором по району направляются сотрудники СЭС или пожарной охраны, которые проводят проверку и выдают предписание немедленно прекратить торговлю».
«В случае обнаружения ведения организованной видео- или фотосъемки вблизи избирательного участка мобильная группа информирует координатора по округу, который информирует координатора по району, сотрудник милиции начинает опрос граждан. Координатор по району немедленно выезжает на место и продолжает дознание. Все полученные материалы фиксируются в письменном виде. Граждане, осуществлявшие организованную видео- и фотосъемку, задерживаются для установления личности».
При этом методичка неоднократно рекомендует, чтобы лица, совершающие правонарушения, задерживались «как минимум до 20.00».
Методичка также поясняет, как можно будет использовать материалы, полученные штабами кандидатов, дознавателями и другими контролерами. Оказывается, эти материалы «в случае необходимости можно будет использовать для отмены решения УИК вышестоящей комиссией и признания итогов голосования недействительными. При необходимости жалобу можно будет отозвать».
Пермские выборы принесли нестандартный результат. Четверть принявших участие в голосовании граждан не поленились прийти на избирательные участки для того, чтобы проголосовать против всех кандидатов в мэры. Кандидат «Против всех» занял второе место и, как пишут многие местные обозреватели, примет 26 марта участие во втором туре голосования наряду с занявшими первое (30%) и третье (14%) места Игорем Шубиным и Павлом Анохиным.
Андрей БУЗИН, председатель Межрегионального объединения избирателей
Аркадий ЛЮБАРЕВ, руководитель Дирекции программ мониторинга избирательных кампаний Независимого института выборов
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»