Сюжеты · Экономика

ЧЕКИСТЫ ПАШУТ КАК ЛОШАДИ

ВЛАСТЬ И ДЕНЬГИ

Только за 2003—2004 годы 40 гектаров земли в районе Рублево-Успенского шоссе перекочевало из государственной собственности в частную. Естественно, участки, на которых еще недавно находились ведомственные поселки, лечебно-оздоровительные...
Только за 2003—2004 годы 40 гектаров земли в районе Рублево-Успенского шоссе перекочевало из государственной собственности в частную. Естественно, участки, на которых еще недавно находились ведомственные поселки, лечебно-оздоровительные комплексы и другие объекты, достались не рядовым жителям Одинцовского района.
Некоторое время назад к депутату Госдумы Виктору Алкснису стали обращаться избиратели с информацией о том, что в Одинцовском районе глава местной администрации Александр Гладышев раздает государственную землю. Депутат начал свое собственное расследование.
Полученный от руководителя Росимущества Валерия Назарова ответ на депутатский запрос подтвердил эту информацию: в ходе проверки областным управлением было выявлено 80 постановлений главы Одинцовского района о выделении земли, принятых с нарушением закона.
Эти участки получиличлены областного правительства, сотрудники Генпрокуратуры, немалая часть досталась генералам ФСБ. Причем с ведома руководства 38 из 80 участков были переданы в частную собственность из фондов Управления материально-технического обеспечения (УМТО) ФСБ.
То есть несколько десятков гектаров самой дорогой в России земли — стоимостью минимум полсотни тысяч долларов за сотку — отдали бесплатно или за копейки. Мало того что государство лишилось своих земель, так еще и упустило десятки миллионов долларов, которые можно было получить, выставив эти участки на торги.
Ни представитель президента Полтавченко, ни областной губернатор Борис Громов вмешиваться в это дело не стали, проигнорировав обращения депутата, а первый зампред правительства Московской области Игорь Пархоменко дал депутату иезуитский совет — обратиться по данному вопросу в прокуратуру. Соль в том, что сам Пархоменко по этой же схеме получил 0,3 гектара земли в знаменитой Барвихе.
Сейчас Росимущество готовит исковые заявления о признании недействительными зарегистрированные права на эти участки. Первый процесс уже начался в Одинцовском городском суде. Хотя результат может оказаться нулевым: два года назад Гладышева уже обвиняли в противоправной передаче 76 гектаров земель ЗАО «Коттон-Вэй», но Одинцовский горсуд признал возбуждение уголовного дела незаконным.
Домик в деревне
В документах на выделение земли высшие чины ФСБ фигурируют без указания должностей и званий. Генерал-майоры названы «военнослужащими, общая продолжительность службы которых составляет более 15 лет». Среди этих военнослужащих можно обнаружить Евгения Ловырева, главного кадровика ФСБ, Михаила Шкурука, начальника департамента погранконтроля ПС ФСБ, и даже Сергея Шишина, руководителя управления собственной безопасности ФСБ.
Показательно, что Ловырев и Шишин получили бесплатно по 5 соток в поселке Горки-2 дополнительно к уже имеющимся у каждого 25 соткам, которые они приватизировали ранее.
При раздаче участков не обошли вниманием и Алексея Федорова из Службы экономической безопасности ФСБ, а также Бориса Мыльникова, руководителя Антитеррористического центра СНГ (этот пост приравнивается к должности первого заместителя директора ФСБ).
Вообще же если не знать, о ком идет речь, то постановления, на основании которых выделялись участки, оставляют ощущение трогательной заботы государства о военных. Когда читаешь, что немалый участок в районе Барвихи предоставлен кому-то бесплатно в соответствии с законом «О статусе военнослужащих», то кажется, что наступил коммунизм.
Отдельный интерес в этом списке представляют люди, которые давно покинули ФСБ и работают в других ведомствах. Например, Вячеслав Волох, бывший начальник оперативного управления АТЦ ФСБ. Сейчас он занимает скромный пост помощника министра сельского хозяйства, а c 2004 года по май 2005-го руководил Федеральной службой по надзору в сфере экологии и природопользования, до этого был заместителем председателя Госкомрыболовства.
В 2003 году Волох получил в собственность 22 сотки в престижнейшем поселке Горки-2, причем участок ему выделили бесплатно как военнослужащему, хотя в тот момент он числился в комитете по рыболовству. Золотая в буквальном смысле земля была ему предоставлена УМТО ФСБ, которое не только согласилось добровольно прекратить право бессрочного пользования, но и в 2002 году в лице заместителя руководителя Департамента обеспечения деятельности ходатайствовала о предоставлении ему участка.
Кроме того, ФСБ проявляет трогательную заботу даже о детях своих руководителей. 30 соток получили сыновья Германа Угрюмова, руководителя Департамента по борьбе с терроризмом, скончавшегося пять лет назад. Александру и Владиславу Угрюмовым достался участок в поселке Успенское, ранее принадлежавший оздоровительному комплексу «Сосны» Управделами президента. Домик на участке братья, один из которых занимается частным охранным бизнесом, тоже приватизировали два года назад.
Совершенно загадочная история произошла с неким ООО с цветочным названием «Левкои». По необъяснимым причинам ООО были предоставлены участки общей площадью 9,3 га для дачного строительства в районе 25-го км 2-го Успенского шоссе «в соответствии с письмом заместителя директора Управления капитального строительства ФСБ от 25.01.2002». Правда, «за плату», но, судя по всему, не заоблачную.
Между тем рублевская земля сегодня на рынке стоит дороже, чем в Клондайке во времена золотой лихорадки. ФСБ повезло: в наследство от КГБ спецслужбе достались на Рублевке огромные участки земли. Так зачем же раздавать ее даром?
Догадаться, впрочем, несложно. Многие участки их новые владельцы выставили на рынке элитной недвижимости. Как следует из ответа территориального управления Росимущества по Московской области на запрос Алксниса: «Данные земельные участки были вторично проданы практически сразу после предоставления их в собственность граждан». То есть получены даром и проданы по рыночной цене?
Сбой в системе
Совершенно непонятно, какую цель преследуют на Лубянке, делая поистине царские подарки генералам ФСБ. Известно, что подобные операции немыслимо провести без ведома администрации президента. Например, когда в декабре прошлого года решили передать всего лишь ведомственный детский сад ФСБ, расположенный там же на Рублевке, в собственность Одинцовского района, для этого понадобилось распоряжение правительства РФ за подписью Фрадкова.
Похоже, в Кремле решили, что обеспечить лояльность высших чинов ФСБ можно, только наделив каждого из них имуществом стоимостью в миллионы долларов. Несколько лет назад директор ФСБ Николай Патрушев назвал сотрудников своего ведомства новым дворянством, и, возможно, рублевские наделы должны стать как раз новыми феодами. Однако в Средние века феодалы, поклявшись суверену в верности, получали землю лишь во временное пользование — и это гарантировало верность лучше всякого оммажа.
Этот же принцип использовался в недалеком советском прошлом, когда на месте сегодняшних элитных поселков располагались ведомственные дачи. Их обитателям о шаткости положения напоминали инвентарные номерки на мебели: потерял должность — освобождай особняк.
Дворянству нового призыва землю дарят навечно. Между тем генералы ФСБ, получившие сейчас наделы на Рублевке, вскоре просто в силу возраста выйдут в отставку. На их место придут другие, но новой земли-то у ФСБ на Рублевке не появится.
Вариантов тут только два: или коррупция уже такова, что Кремль не в состоянии контролировать генералов самой главной спецслужбы страны даже у себя под боком. Или Кремлю требуется лояльность только этих уже получивших поощрительные призы чекистов, которым до пенсии осталось всего пару лет — то есть как раз до 2008 года.
Комментарий
Виктор АЛКСНИС, депутат Государственной Думы:
— Когда я получил эти документы, я сам удивился. Смотрите, какие здесь земли — Жуковка, Успенское, Барвиха. А какие фамилии — Яковлев Вениамин Федорович, тогда он был председателем Высшего арбитражного суда РФ, а сейчас советник президента. Участок он получил за неделю до ареста Ходорковского, в деле которого Арбитражный суд сыграл большую роль. По ходатайству управделами президента ему выделили земельный участок площадью почти 50 соток. Средняя цена сотки здесь 100 тысяч долларов, итого 5 млн долларов он получает в подарок.
Выделяются участки по очень простой схеме. Например, Федоров пишет главе Одинцовского района Гладышеву заявление, прикладывает к нему ходатайство замначальника Управления материально-технического обеспечения ФСБ Семененко и просит передать в собственность 21 сотку земли, которая является государственной собственностью и к которой Семененко не имеет никакого отношения. А глава Одинцовского района в обход закона штампует постановления. Хотя по закону эти земли должны поступить в распоряжение Росимущества и оно должно реализовать их с прибылью для государства.
Выяснилось, что из 80 незаконных постановлений 38 расхищают земли, которые находились в ведении ФСБ, 21 — правительства Московской области. Особенно меня удивило выделение Андрею Барковскому, пресс-секретарю Громова, 72 соток в Барвихе. Это на 7 миллионов долларов. А зачем человеку столько земли, ведь земельный налог сейчас составляет большую сумму?
Оказалось, что эти участки уже продали на вторичном рынке, то есть человек получил землю и тут же перепродал. А ему земля была передана по нормативной цене (150 рублей за сотку) или вообще бесплатно.
А, например, мой коллега депутат Саблин, бывший советник губернатора Московской области по экономическим вопросам, получил 81 сотку земли, считайте, на 8 миллионов. А когда-то это была база отдыха правительства Московской области.
Тут все замешаны: и судебная власть, и исполнительная, и спецслужбы. Теперь все эти люди на крючке у власти. Я уже озвучил эту информацию на заседании Думы и предложил дать поручение Счетной палате, чтобы проверили поступление денежных средств в бюджет от этой земли, но меня не поддержали. Моя позиция простая: земля, которую изъяли незаконно из госсобственности, должна быть возвращена или компенсированы убытки. Ясно, что дома никто сейчас сносить не будет. И необходимо наказать тех, кто это организовал, не только исполнителя Гладышева, но и заказчиков.
Ирина Бороган, «Агентура.Ru»