Сюжеты · Культура

ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПЕРЕДОЗ

КИНОБУДКА

Лариса Малюкова , обозреватель «Новой»
Теперь знаю, для чего в стране объявили безразмерные каникулы. Чтобы даже самый ленивый пошел смотреть «Дневной дозор». Первый канал привычно гипнотизирует зрителя с утра до ночи. Особенно расстарались новостные программы. Главной и первой...
Теперь знаю, для чего в стране объявили безразмерные каникулы. Чтобы даже самый ленивый пошел смотреть «Дневной дозор». Первый канал привычно гипнотизирует зрителя с утра до ночи. Особенно расстарались новостные программы. Главной и первой новостью Нового года стал «Первый фильм Первого канала».
Корреспонденты с мест (так когда-то программа «Время» сообщала о завершении сбора урожая) — от Москвы до Кушки — рапортовали об отсутствии в кинотеатрах билетов, бесконечных очередях. По их словам, после сеанса зрители немедленно заново вставали в хвост очереди. Ловкие промоутеры сообразили, что бесконечные дифирамбы в свой же адрес быстро наскучат прозорливому зрителю, и наподдали криминального жара: мол, недобросовестные администраторы скрывают истинные цифры посещений. Строгий аудитор считает в темном зале зрителей по головам, а потом прямо перед камерой спрашивает напуганного кассира: «Сколько продано билетов?». Оказывается, цифры сходятся. Зато ажиотаж продолжает нагнетаться. Срабатывает не вполне забытый диктат дефицита. Неужели билетов нет? А ну-ка пойдем — посмотрим… Итог: первая неделя первого сиквела первого большого национального блокбастера — беспрецедентные сборы. Кинотеатры страны и ближнего зарубежья рапортуют по невидимому селектору прямо на сайт «Дневного дозора», стартовавшего новогодней ночью: «Ура! Мы ломим!».
Утро 7 января. По велению Первого вместе с полусонным мужем и досадно возбужденным сыном идем в кино. Кинотеатр «Мир Кинотавра». Стоимость билетов на первый сеанс — 180 рублей. «Детских нет?» — «Отчего ж, пожалуйста. Но за те же деньги». В зале — мы и пара тинейджеров. Ни одного аудитора. Это не показатель. Кинотеатр только что открыли, репертуар в интернете вывесили, но зритель его еще не просек.
Теперь пристегнулись… Главное — не задумываться. Особенно тем, кто «случайно» пропустил первый «Ночной дозор». Кто такой Костя Саушкин и отчего Алисе Донниковой никак нельзя его полюбить? За что милую, но темную Галину Рогову убивает отец Кости Саушкина? Почему вся нервно издергалась Мария Миронова, появившаяся на экране на пару минут? Темные силы нас злобно гнетут. Светлые им противятся, Вампиры, маги, падшие и инициированные… Все против всех. Завулон плетет интригу против партайгеноссе «ночных» Гесера. Мел судьбы, оказывается, вовсе не в Самарканде, а в соседней забегаловке «Зоар». «Ночные» выпустят его буквально из рук, «дневные» перехватят. А все потому, что мальчику Егорке так недостает общения с папой Антоном Городецким. Из-за одной слезы ребенка, точнее одной капли крови из носа, начнется большая разборка дозоров. Москве не поздоровится, рухнет Останкинская башня, чертово колесо покатится по улицам, кроша дома и машины. Детские мячики обернутся смертельным оружием. Кукла Маша — злобной ведьмой.
Тимур Бекмамбетов, автор памятной истории банка «Империал», снял довольно специфический жанр — клип-триллер. Смотреть его не скучно, хотя порой частотность мелькания картинки зашкаливает. Сюжетная логика, развитие характеров и даже простое объяснение поступков отбрасываются как ненужный хлам предновогодней киноэпохи. Да и от актеров особого мастерства не требуется. Заценим наворот цифровых катаклизмов. Пусть обрыдаются от зависти акулы забугорного кинобизнеса. При объявленной стоимости фильма — $4,2 млн плюс $2 млн на рекламу — вакханалия спецэффектов, сооруженная руками простых русских компьютерных левшей, ошеломительна. По фасаду гостиницы «Космос» рассекает красное авто с блестящей Алисой — Жанной Фриске. Наш Данко — заезженный желтый грузовичок «Аварийная. Горсвет» — ворвется в жерло заморского рефрижератора и вырвет его пламенный мотор. Виды Москвы, пораженной то ли ядерной зимой, то ли забубенной фантазией мага-недоросля Егорки, не дай бог, привидятся ближайшей ночью…
Нам обещали винегрет под Новый год, и мы его съели. Глотали мелко нарезанных и перемешанных: Булгакова, Андерсена, Толкиена с братьями Вачовски («Матрица»), Доннером («Омен»), Сена («Пароль Рыба-меч»), Эммерихом («Послезавтра») и еще парой-тройкой десятков цитат, запивая компотом из Сердючки, Сереги и Юрия Потеенко (композитор фильма).
Стоит ли удивляться бешеному успеху социального фэнтези на родине большой утопии? В нашем среднеполосном контексте абсурд и фантастика всегда шли под руку с нескучной реальностью. В эпоху масскульта и снежной лавины попсы на кафедру, некогда занимаемую Гоголем и Булгаковым, Хармсом и Эдвардом Лиром, шагнул Лукьяненко со своей запутанной, но незамысловатой многотомной сказкой про битву надприродных сил: Света и Тьмы.
История свидетельствует: в эпоху Сумрака фэнтези становится жизненно необходимым. Посмотрите на афишу и убедитесь в том, что кинематографисты всего мира протягивают нам, растерянным, неуверенным в завтрашнем дне, повергнутым в страх природными и социальными катаклизмами, — соломинку. Хватайся. Из-под напора цунами, развалин землетрясений, эпидемии птичьего гриппа и общего раздолбайства тебя вытащат… Гарри Поттер, Эон Флакс, Кинг Конг, Лев, Колдунья и Платяной шкаф — объединяйтесь! Чтобы нас спасти…
Сборы «Дневного дозора»:
1 января — $2,1 млн
4 января — около $9 млн, более 2 млн зрителей
5 января — $11,5 млн
6 января — около 3 млн зрителей
7 января — $13,6 млн без учета Украины
8 января — 4 млн зрителей, около $18 млн
10 января — 5 млн зрителей, $20,3 млн
Фильм окупился за шесть дней
Эксперты подсчитали, что, если тенденция сохранится, «Дневной дозор» выйдет на немыслимую для российского фильма сумму итоговых сборов — более $30 млн. Таким образом, «дозорные» обойдут недавних рекордсменов — «9 роту» (около $24 млн) и «Турецкий гамбит» (чуть меньше $19 млн).