«Смешные ребята какие: пытаются остановить намыв бабла!» — именно так, радостно гогоча, комментировал депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга единоросс Сергей Анденко попытку «Демократической фракции» не допустить масштабного...
«Смешные ребята какие: пытаются остановить намыв бабла!» — именно так, радостно гогоча, комментировал депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга единоросс Сергей Анденко попытку «Демократической фракции» не допустить масштабного «намыва» новых территорий на западе Васильевского острова, о котором в августе рассказывала «Новая».
На днях был принят в третьем чтении новый Генплан развития Петербурга до 2025 года, а за две недели до этого (при втором чтении) «медведи» в привычной компании с «Родиной» и ЛДПР дружно провалили поправку к нему, запрещающую «намыв».
Представьте себе, что к властям крупного европейского города — например, Парижа, Лондона или Копенгагена — приходят коммерсанты и предлагают осуществить масштабный проект, серьезно меняющий внешний облик города. При этом фирма, которую они представляют, никому не известна, опыта работы у нее нет, экономические расчеты или отсутствуют, или построены на песке, источники финансирования проекта фирма раскрывать отказывается, а ее уставной капитал составляет 300 долларов.
Угадайте с трех раз, как отреагируют городские власти? Раскроют «инвесторам» объятия и предоставят им режим наибольшего благоприятствования? В лучшем случае политкорректные европейцы постараются побыстрее отделаться от посетителей, а затем устроят нагоняй референтам, пропустившим их на прием…
Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко постоянно заявляет о стремлении к «европейским стандартам» и безжалостно искореняет все, что им, на ее взгляд, не соответствует — например, торговые павильоны на остановках или маршрутные такси, принадлежащие мелким компаниям.
Однако именно при ее покровительстве компания «Морской фасад» с уставным капиталом в 10 тысяч рублей и прочими перечисленными выше признаками получила статус «стратегического инвестора» и право «намыва» территорий площадью в 477 гектаров земли для строительства морского порта, жилых кварталов и бизнес-зон.
В окончательном варианте генплана уже «забита» возможность создания «новой земли». Более того, российское правительство уже перевело эти территории (пока что покрытые водой) из федеральной собственности в городскую. И даже выделило средства на прокладку канала к будущему порту, подготовку акватории и системы навигационного обеспечения.
О том, что «стратегический проект» не выдерживает ни малейшей критики, питерская оппозиция, независимые СМИ и независимые специалисты заявляли многократно.
И потому, что новый порт можно было бы строить, не «намывая» никаких «новых земель», а расширив причалы существующего морского вокзала.
И потому, что представленное «Морским фасадом» (и даже утвержденное Федеральным агентством морского и речного транспорта) технико-экономическое обоснование морского терминала построено на совершенно фантастических предположениях о его пропускной способности в 12,7 миллиона туристов в год.
И потому, что у города, где, в отличие от Сингапура или Роттердама, достаточно свободной территории, нет никакой необходимости строить новое жилье на «намытых» землях.
И потому, что «Морской фасад» категорически отказывается рассказать что-либо конкретное о своих планах: сообщить, что именно и где он собирается строить, сколько стоит весь проект «намыва» и кто будет платить эти деньги (характерная деталь: инвестиционный договор с городом будет подписан лишь в августе 2006 года, а сам «намыв» собираются начать уже в мае 2006-го).
И потому, что «инвесторы» рассказывают сказки про «ускоренные технологии намыва», при которых строить жилье можно будет якобы через полгода после «намыва». При том, что вице-президент Союза строительных компаний Петербурга, профессор и почетный строитель России Лев Каплан уверен, что таких технологий в природе просто не существует.
Наконец, потому, что о самих «стратегических инвесторах», которым так доверяют в Смольном и Белом доме, известно до чрезвычайности мало: их учредители зарегистрированы на Кипре.
«Это посредники, — заявляют представители Смольного. — За ними стоят крупные компании, готовые вложить средства в намыв и строительство. А создание новых фирм специально для реализации проекта — обычная практика». Что ж, подобная практика действительно существует. Но создаваемые в таких случаях «дочки» не изображают из себя круглых сирот, в то время как «Морской фасад» предпочитает не распространяться о своих «родственных связях»: его истинные хозяева стремятся остаться в тени.
«Есть предприниматель — он же депутат — Виталий Южилин, который продал свои акции в морском порту и хочет начать новое дело», — говорит депутат Сергей Никешин, бывший президент строительной компании «Двадцатый трест».
Депутат Госдумы Южилин, как известно, входит во фракцию «Родина», и именно «Родина» в Законодательном собрании в лице депутата Владимира Барканова яростно лоббирует проект «намыва». На вопрос: «Вы считаете, что они хотят что-то построить, или речь идет просто о разворовывании бюджетных средств?» — Никешин отвечает: «Ну что-то им придется построить, чтобы отчитаться».
Кстати, когда-то именно трест Никешина собирался строить на западе Васильевского небоскреб «Башня Петра Великого». Но так ничего и не построил. «В этом месте строить можно, только если вбивать многометровые сваи, — говорит Никешин. — Мы подсчитали, что фундамент будет стоить дороже, чем все остальное здание. Хотя этот участок отстаивался на протяжении нескольких десятилетий»…
Всего этого не могут не понимать в Смольном и Мариинском дворце. И, судя по откровенной реакции депутата Анденко и его коллег, понимают.
Понимают, что речь, скорее всего, идет о масштабной афере, последствия которой придется расхлебывать на протяжении многих лет.
Понимают, но легко закрывают глаза и на приведенные выше аргументы, и на протесты жителей Васильевского, собравших более 7,5 тысячи подписей против «намыва», и на неизбежные затраты городского бюджета, и на отсутствие каких-либо серьезных обоснований проекта…
Видимо, считают законным и обоснованным желание «стратегических инвесторов» проекта «намыть» как можно больше денег (кстати, многие считают, что «намывщики» придут за городскими гарантиями по взятым для строительства кредитам, как это уже было с РАО «ВСМ»*).
Размах проекта между тем ширится: рекламные публикации в городских СМИ следуют одна за другой, «Морской фасад», еще недавно сидевший в промзоне (кстати, в одном доме с офисом «Родины»), переехал в соседний со Смольным дом, советником у президента компании Шавката Кары-Ниязова нынче трудится недавний главный архитектор Петербурга Олег Харченко, а горожанам внушают, что все решено и ничего изменить они не могут.
Когда же оппозиция организует митинги или пикеты, питерские «Вести» или Пятый канал сообщают, что участникам акций протеста платят деньги и вообще против «намыва» выступает только жалкая кучка смутьянов. «Мы не позволим связать властям руки!» — заявляет губернатор Валентина Матвиенко в ответ на вопросы о протестах против «намыва».
Власти любого европейского города, которые вели бы себя описанным выше образом (начиная с лоббирования крайне сомнительного проекта и заканчивая презрительным отторжением общественного мнения), не продержались бы на своем месте и дня.
* Строится высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) Санкт-Петербург — Москва. Напомним: построили пока только гигантский котлован в центре Питера.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»