Сюжеты · Общество

А УШИ ВСЕ РАВНО ТОРЧАТ

ОТДЕЛЬНЫЙ РАЗГОВОР

Мне давно хочется разобраться в одном вопросе: кто автор Чебурашки?Дело в том, что бренд Чебурашка стал давать определенные дивиденды. И тут выяснилось, что на них претендуют несколько человек и организаций.Прежде всего — студия...
Мне давно хочется разобраться в одном вопросе: кто автор Чебурашки?
Дело в том, что бренд Чебурашка стал давать определенные дивиденды. И тут выяснилось, что на них претендуют несколько человек и организаций.
Прежде всего — студия «Союзмультфильм». И она по-своему права. Чебурашка вышел из этой студии.
Далее — гражданка США Джоан Борстен. Она взяла напрокат фильмы студии «Союзмультфильм» на десять лет и считает, что с правом проката она приобрела право продажи героя.
Также — некий гражданин США, назовем его загадочной буквой Х, который утверждает, что ему продал свои права Л.А. Шварцман на десять лет.
Кроме того — Л.А. Шварцман. Он был художником-постановщиком первого мультфильма. У него тоже есть основание тянуть одеяло на себя.
Правда, у первого мультфильма были еще 16 художников-мультипликаторов, авторов кукол и просто художников.
Ну и какое-то отношение к этому персонажу имеет Эдуард Успенский?
С тех пор как бренд стал давать доходы, все соавторы стали дружно вмешиваться в его дела. Только удавалось начать выпуск какой-нибудь продукции с Чебурашкой, например конфет, сразу появлялись юристы Леонида Ароновича (фирма с условным названием «Кукушкин и сыновья») и требовали «учесть», что образ создан Л.А. Шварцманом.
Они говорят, что не претендуют на доходы, так как имущественные права художником Л.А. Шварцманом проданы, а претендуют на неимущественные права (то есть указание авторства Л.А. Шварцмана).
Конфетная фирма попадает в сложное положение. Как только она поставит знак копирайта Л.А. Шварцмана, она становится пиратской фирмой.
И чтобы не идти на судебный конфликт и выйти из сложной ситуации, конфетчики откупаются от Л.А. Шварцмана и юристов небольшими суммами.
Причем юристов Кукушкиных вовсе не волнует, какой Чебурашка — мохнатый, лысый, с лапами или с копытами. Главный признак — большие уши.
Чебурашка Успенского — это маленький пушистый зверек с большой круглой головой, большими глазами и большими ушами. Что, теперь каждый, кто рисует лемура, должен платить Шварцману?
А между прочим, первым Чебурашку с большими ушами нарисовал режиссер и художник Борис Степанцев в диафильме «Крокодил Гена». Без участия Л.А. Шварцмана Чебурашка с большими ушами был создан и в кукольном спектакле «Крокодил Гена и его друзья» в Ленинградском театре кукол имени Евгения Демени.
Юрфирма пишет: «Г-н Успенский многие годы занимался присвоением не принадлежащих ему авторских прав Шварцмана в России…».
Но Успенский всегда заключал договоры на использование его произведений и созданных им героев — персонажей написанных литературных произведений. А дальше фирмачи шли к разным художникам. Когда приходили к Л.А. Шварцману и Кукушкиным, те не могли дать им право использования изображений (ведь это право Л.А. Шварцман продал). Вот фирмачи и рисовали своего Чебурашку. И тут возникали Кукушкины со своими очередными «претензиями».
Ярким примером продажности (то есть проданности) прав может служить история с журналом «Чебурашка». Когда издательство «Эгмонт», выпускающее сейчас журнал, обратилось к Кукушкиным с просьбой дать Чебурашку на обложку журнала, Кукушкины вообще не смогли этого сделать. Поэтому на обложке стоит рисунок Бориса Степанцева.
Всякому гражданину России на жизненном пути встречались Чебурашки разных времен и авторов. Может, их разнообразие успокоит юристов Кукушкиных, они задумаются и не будут приставать ко всем зверям с большими ушами?