В предыдущих публикациях излагались новые представления о том, кто создал первые государства на территории нашей страны и как они функционировали. В последней публикации описывался новый взгляд на историю потери нашей страной независимости...
В предыдущих публикациях излагались новые представления о том, кто создал первые государства на территории нашей страны и как они функционировали. В последней публикации описывался новый взгляд на историю потери нашей страной независимости и вхождения в состав Золотой Орды.
Опоры Орды на Руси
Захват монголами волжского торгового пути окончательно похоронил первую русскую федерацию. А северо-восточные княжества вошли в состав вассальной провинции Золотой Орды — Владимирской Руси. Кроме обязанности обеспечивать порядок на торговом пути, князья выплачивали Орде часть собираемой с населения дани. В современных российских понятиях — делились. Все это обеспечивало княжествам надежную защиту от внешних врагов.
Первоначально главой провинции являлся Великий князь Владимирский. Позднее ярлык на великое княжение получали и другие князья — с точки зрения монголов, наиболее удобные и пригодные для этой роли. Поэтому титул великого князя не был наследственным — гулял по всем княжествам.
Новгород не входил в состав Владимирской Руси и не платил дани — будучи больше торговым партнером, чем вассалом, республика отдавала Орде только часть дохода от торгового пути. В результате Новгород смог сохранить республиканскую форму правления и подвластные ему северные территории. При этом существенная часть дохода от деятельности волжского торгового пути доставалась русской экономической элите — новгородской и поволжской. А потому купечество по-прежнему оставалось серьезным политическим игроком в русской политике.
Первый период пребывания в вассальном состоянии северо-восточные Рюриковичи посвятили междоусобной борьбе за великокняжеский статус. При этом Рюриковичи быстро освоились в ордынском властном сообществе — стали участвовать во всех ордынских интригах. Со временем ордынские мурзы втянулись в княжеские распри — стали посылать свои дружины в поддержку того или иного князя. Как следствие — княжеская междоусобица снова стала опустошать русскую землю.
Одновременно на Руси стала набирать политическую мощь Русская православная церковь (РПЦ). Этому способствовали два фактора. Во-первых, церковь смогла покончить с расколом между белым и черным духовенством — городскими храмами и монастырями. Во-вторых, сменила византийское покровительство на ордынское. Для церкви принятие покровительства Орды не выглядело идеологической изменой — среди монголов было широко распространено христианство близкой к православию несторианской версии.
Покровительство Орды РПЦ законодательно оформил хан Менгу-Тимур. В его указе от 1270 г. говорилось: «На Руси да не дерзнет никто посрамлять церквей и обижать митрополитов и подчиненных ему архимандритов, протоиереев, иереев и прочих священнослужителей. Свободными от всех податей да будут их города, области, деревни, земли, охоты, ульи, луга, леса, огороды, сады, мельницы и молочные хозяйства».
Получала церковь и разовые пожертвования от ханов. Так, хан Берке отпустил на храм митрополита Кирилла годовой оброк со всей ростовской земли. Это была благодарность за организованные духовенством массовые молебны о выздоровлении ханского сына. Нелишне напомнить, что это случилось через считаные годы после Батыева нашествия. Понятно, что подобное никак не могло происходить, если бы РПЦ всегда была, как она теперь уверяет, главным патриотом русского общества.
В результате РПЦ стала интеллектуальной опорой Орды на Руси. И стала неудержимо богатеть и превращаться в сильного политического игрока. Все-таки политика всегда основывалась на финансовых ресурсах. Так что, как только РПЦ стала получать дополнительные финансовые ресурсы, она сразу стала активным политиком. И даже в столице Орды, Сарае, организовала свой епископат.
Таким образом, на политическом поле Владимирской Руси в конце XIII века действовали три политические силы — Русская православная церковь, Рюриковичи и экономическая элита. Под их воздействием продолжился процесс формирования русской нации и началось строительство полноценного патриархального общества. Для последнего было необходимо, чтобы среди Рюриковичей появилась династия, способная подчинить себе остальные ветви княжеского рода и объединить все русские земли. Ее основал младший сын Александра Невского Даниил — династию московских князей.
Победа московских хозяйственников
Московские князья и РПЦ не случайно стали союзниками. Что бы там ни говорили наши историки про патриотизм московских князей, на самом деле они были административной опорой Орды на Руси. Потому что нельзя было быть ее наместником и не быть при этом ее опорой. Точно такими же опорами Орды на Руси были РПЦ и купечество. Первая выступала в качестве интеллектуальной, а второе — в качестве экономической опоры. Естественно, что все три опоры автоматически оказывались союзниками — их объединяла общая задача, которую они выполняли. А именно: держать страну в подчинении Орде.
Наши историки возвышение Москвы объясняют более успешными интригами московских князей. Мол, они переиграли остальных конкурентов в ордынских интригах. Хотя другие князья по всем статьям больше подходили на роль лидеров древнерусского общества — возглавляли более мощные княжества и выглядели в глазах историков более мудрыми правителями и талантливыми воинами.
Разумеется, в деле возвышения Москвы интриги играли не последнюю роль. Но главная причина была совсем другой. Власть в Орде еще не вступила в стадию деградации. А потому интриги давали лишь тактические выигрыши. Тогда как стратегическое преимущество давало качество претендентов на роль административной опоры.
Великое княжение — это не столько статус, сколько поручение следить за порядком и собирать дань. А величие обеспечивало необходимый для этого занятия авторитет. Москва добилась статуса столицы славянской провинции Золотой Орды и возвысилась над остальными княжествами только потому, что в Московском княжестве во главе власти оказалась управленческая элита, тогда как в остальных по-прежнему доминировала военная.
Аристократическая элита — это общее название военной и управленческой элит в патриархальную эпоху. Первая достигла зрелости в архаичную эпоху. Становление второй происходит на протяжении патриархальной эпохи. При этом государство, в котором управленческая элита развивается быстрее и возглавляет власть, автоматически оказывается эффективнее возглавляемых военной элитой конкурентов. Не случайно все создатели патриархальных империй были в первую очередь талантливыми управленцами.
Московские Рюриковичи оказались лучшими из всех других ветвей этого семейства управленцами — толковыми хозяйственниками. Сила определяется ресурсами. После того как князья лишились своего основного источника доходов от торговых путей, они вынуждены были начать кормиться от собираемой с подвластной территории дани. И у московских князей это получалось гораздо эффективнее.
У Даниила Александровича, получившего в княжение захолустную Москву, обнаружился управленческий талант, благодаря которому он наладил эффективное хозяйствование. А также собрал, как бы сейчас выразились, хорошую «команду менеджеров». Его сыновья, Юрий и Иван Даниловичи, не только продолжили политику отца. Юрий оказался хитроумным политиком, а Иван — еще более толковым хозяйственником. Так что не случайно заслужил прозвище Калита — кошелек. А созданная их отцом «команда менеджеров» продолжала активную политику экономического развития княжества.
Деятельность московских Рюриковичей вызывала симпатии и поддержку экономической элиты. Поэтому она выбрала Москву в качестве собственной столицы — экономической. По мере развития на территории Руси патриархальных государств развивались внутренние торговые пути. Ставка экономической элиты на московских князей имела следствием то, что все они стали проходить через Москву — сделали ее торговым перекрестком всей Руси. И это был результат не удобного расположения города, а проводимой московскими князьями политики и ее поддержки купечеством.
Не только купечество, но и Русская православная церковь сделала ставку на московских Рюриковичей — выбрала их в качестве своего стратегического союзника. Церковь своей деятельностью осуществляла объединение русского народа в единую нацию — развивала интеллектуальную сферу общества, основой которой является общее мировоззрение. И понимала, что для единой нации потребуется единая светская власть.
Хозяйственные князья больше подходили на роль светской власти патриархального государства. Поэтому между московскими Рюриковичами и РПЦ был заключен стратегический союз, целью которого стало объединение всех княжеств в виде пусть и вассального, но тем не менее единого государства. Так в начале XIV века на пространстве Руси появился стратегический внутриполитический союз, которому оказалось под силу, пусть и за два века, вновь объединить страну.
При этом именно ставка на московских князей экономической элиты и РПЦ была замечена и оценена Ордой. Монголы рассудили здраво: если две неформальные опоры Орды выбрали себе в качестве союзника московских князей, то разумно одобрить этот выбор. И назначить их формальной опорой — административной. В результате ярлык на великое княжение был отнят у тверского князя Михаила и передан московскому князю — сначала Юрию, а после его гибели — Ивану.
Новгород занял по отношению к союзу нейтральную позицию — предпочитал не принимать участия в процессе собирания русских земель. В результате, после того как этот процесс завершился, Новгород оказался один на один с более мощной в сравнении с ним самим державой. И был завоеван Москвой — лишился статуса относительно независимого государства. Можно считать, что именно завоеванием Иваном III Новгорода завершился архаичный период развития российского общества.
Из следующей публикации вы узнаете:
- Почему Дмитрий Донской и РПЦ даже в мыслях не имели цели освободиться от «владычества Орды».
- Почему в битве на Куликовом поле была спасена Золотая Орда.
- Почему Тохтамыш сначала поблагодарил Дмитрия за помощь в борьбе с Мамаем, а потом сжег Москву.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»