Сюжеты · Общество

«ВОЛЯ УЛЫБНЕТСЯ»

НАШИ ДАТЫ

Как справедливо заметил классик, нет ничего фантастичнее реальной жизни. Две даты. В октябре 2005 г. исполняется 125 лет со дня рождения поэта Саши Черного. Весь текущий год отмечаем 20 лет нашей горбачевской перестройки.А в 1989-м или...
Как справедливо заметил классик, нет ничего фантастичнее реальной жизни. Две даты. В октябре 2005 г. исполняется 125 лет со дня рождения поэта Саши Черного. Весь текущий год отмечаем 20 лет нашей горбачевской перестройки.
А в 1989-м или 1990 году, то есть в самый что ни на есть разгар перестройки, миллионы еще советских людей жаждали свободы, бесконечно дискутировали и митинговали.
В это историческое время в теплый марсельский вечер происходила чудная беседа по актуальным темам советского вице-консула с Жаном Торезом. И вдруг француз — младший сын бывшего генсека французской компартии Мориса Тореза, уже весьма далекий от страстных политических увлечений юности, но сохранивший ясные политические симпатии и антипатии, милейший интеллигент, истинный, а не придуманный друг нашей страны, типичный «перестройщик», славист, преподаватель русской литературы в университете Экс-ан-Прованс — с иронией говорит: «Бывала уже перестройка, да и оценки ее звучали».
Жан взял томик Саши Черного и прочел:
«До реакции
Дух свободы. К перестройке
Вся страна стремится.
Полицейский в грязной Мойке
Хочет утопиться.
Не топись, охранный воин, —
Воля улыбнется!
Полицейский! Будь покоен —
Старый гнет вернется…
<1906 г.>».
Стихотворение, написанное почти век назад мудрым и прозорливым поэтом, резко оживило беседу…
P.S. Печально, но Жан Торез умер несколько лет назад.