Сюжеты · Общество

ПЕТУХ ВСЕГДА КЛЮЕТ ДВАЖДЫ

СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ

В поселке Масловка Воронежской области куриный демон обнаружился в обличье самосвала «ГАЗ-53». Вечером 15 августа он появился на улице Солдатское Поле. Задний борт его был открыт, а улица длиной в несколько километров — вся в колдобинах, и...
В поселке Масловка Воронежской области куриный демон обнаружился в обличье самосвала «ГАЗ-53». Вечером 15 августа он появился на улице Солдатское Поле. Задний борт его был открыт, а улица длиной в несколько километров — вся в колдобинах, и на дорогу из самосвала сыпались тухлые куры. Поселок накрыло смрадом, так что без противогаза на улицу не выйти. Но откуда в Масловке противогазы? Поэтому и номера грузовика никто из селян не запомнил.
Некоторые из жителей были наслышаны о птичьем гриппе и через некоторое время, закрыв лица платками или чем придется, вышли на улицу с лопатами, сгребали разлагающихся кур и закапывали их в землю.
Позже по улице прошел участковый, пытаясь найти хоть одного очевидца, запомнившего номер самосвала, но так и не нашел. А больше никто из «компетентных лиц» в зоне бедствия не появлялся. К ночи прибыл ветсанотряд, который подобрал недохороненные останки и обработал смердящую улицу дезинфицирующим раствором.
Лишь к концу недели некая ветеринарная служба из сельхозуправления обладминистрации сообщила обомлевшему населению, что оснований для беспокойства нет: куры были здоровые, хотя и мертвые. Что кур везли с рамонской птицефабрики на гремяченский завод костной муки — перерабатывать. Ну, недосмотрел водитель, что борт открылся; ничего страшного, бывает.
А за полгода до этого недосмотра был зафиксирован массовый падеж кур в Задонском районе Липецкой области — отсюда в Воронеж завозят большое количество куриного мяса. Сначала в поселке Мирный сдохли куры сразу в шести домах. Очевидцы рассказывали: куры раздуваются и хрипят, задыхаясь, а из клюва и с противоположной стороны идет слизь. Народные средства, включая хлорку и марганцовку, не помогают. В апреле мор перекинулся на деревню Скорняково, затем в Черный Колодец и в Гагарино, где вскоре собралось большое ветеринарное совещание. Врачи констатировали: мор — странный.
Старожилы ничего подобного припомнить не могли и решили: вот и к нам птичий грипп пришел. Ветеринарные доценты с кандидатами, однако, этот диагноз не подтвердили, но и своего не поставили, намекая туманно на некий токсикоз из-за питания птиц нехорошим кормом.
Власти на местах на всякий случай заставили жителей подписать акты о том, что мертвую птицу они сожгли. Хотя на самом деле куры, скончавшиеся после тяжелой непродолжительной болезни, были захоронены. Кто где: в Дону, по берегам Дона, в оврагах и лесных зарослях.
К началу сентября главный санитарный врач страны Геннадий Онищенко рассказал на пресс-конференции, что если вирус птичьего гриппа переродится и начнется эпидемия среди людей, то человечеству может кирдык прийти, поскольку вакцины против нее нет.
По всей Сибири и Дальнему Востоку уже запрещена охота на диких птиц. Начинают запрещать ее и в центре России. Вот только действенность запретов крайне низка — из-за менталитета и нищеты. У нас и браконьерство запрещено, однако масштабы его лишь нарастают. И некоторые экологи утверждают, что главные браконьеры — из самой власти на местах.
О скорости распространения новой волны птичьего гриппа известно следующее. Началом ее можно считать массовую гибель перелетных птиц на китайском озере Цинхой. Весной многие пернатые из Юго-Восточной Азии мигрируют на реки и озера России. Хотя определить достоверно пути миграции невозможно: орнитология в нашей стране приказала птицам и людям долго жить.
Через несколько недель мор начался на Дальнем Востоке и в Забайкалье. От перелетных птиц к домашним вирус передается легко и быстро, и сегодня домашняя птица в Сибири и на Дальнем Востоке сжигается тоннами.
Огненный этот путь — единственно возможный для нашей страны. И даже главный санитарный врач Онищенко сообщил, что после тщательной термической обработки мясо больной птицы абсолютно безопасно, и даже он сам, Онищенко, может съесть хорошо прожаренную курицу, зараженную вирусом. Но показывать этот смертельный номер публике не стал.
Главный санитарный врач Воронежской области Михаил Чубирко не поверил своему начальнику и сообщил населению, что тщательно обработать термически десятки тысяч забитых птиц, чтобы их потом можно было употреблять в пищу, практически невозможно. Что в Юго-Восточной Азии умерли уже 43 человека. Их, конечно, можно объявить дилетантами, но умер и ветеринарный врач из Голландии, лечивший домашнюю птицу. У первых человеческих жертв был выявлен вирус Н5N1, и все они так или иначе контактировали с дикими птицами. Птичий вирус и человеческий могут обмениваться генными структурами и мутировать, что обещает последствия вроде эпидемии чумы в Средние века. Ни вакцины, ни иммунитета у нас против такого гриппа нет.
Главсанврач Онищенко обещал, правда, что через три-четыре месяца вакцину создадут, однако эффективность ее — большой вопрос: ни исследований, ни практики.
А воронежский главсанврач говорил о потрясающем невежестве населения. Уж о постоянных смертях от ядовитых грибов и говорить нечего, но страшно смотреть, как молодая мамаша на рынке покупает фрукты, обтирает ладонью и дает ребенку. Та же мамаша покупает своему дитяти арбузы, которые продаются на обочинах дорог и чуть ли не на мусорках. Пыль и выхлопные газы, дизентерия и гепатит — все скармливается населению. При этом разрешения на такую торговлю легко дает местная власть. За тысячу рублей…
Нынешние мини-рынки, сказал Чубирко, стали узаконенным местом реализации просроченной и вообще непонятной продукции.
За последние годы на Центральном рынке Воронежа появилось вдвое больше торговых мест, чем допускается по санитарным нормам. С них собираются миллионы, а в торговых залах на рынке отсутствует вода, в подсобные помещения и туалеты зайти страшно. Рынок стал самой настоящей клоакой.
Прямо так и сказал главный санитарный врач области.
«Генеральному прокурору РФ Устинову В.В., руководителю ФСБ РФ Патрушеву Н.П., руководителю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Онищенко Г.Г.
ОБРАЩЕНИЕ
На протяжении недели в Орловской области вскрываются факты массового падежа птицы на индюшиной фабрике ОАО АПК «Орловская нива», расположенной вблизи дер. Ольшанские Выселки.
По информации, собранной общественной организацией «Гражданский контроль», с 26 по 28 августа 2005 года дохлая птица тоннами вывозилась для утилизации на завод мясокостной муки в г. Орле. В последующие два дня могильники для птицы создавались в непосредственной близости с индюшиной фабрикой. 31 августа разлагающаяся птица вываливалась за забор фабрики, не закапывалась и не подвергалась специальной санитарной обработке. За весь период, по разным источникам, предполагается, что уничтожено около 20 тонн индюшатины. Фотоматериалы направляются в Ваш адрес.
По информации, полученной у руководства фабрики, предполагаемой причиной массового падежа стал токсичный корм, полученный от одного из подразделений агрохолдинга «Орловская нива», расположенного в г. Ливны.
Тем не менее реализация птицы в Орле и области не приостанавливалась. До настоящего времени в продаже в оптовой и розничной сети области находится продукция индюшиной фабрики, ее отгружают в детские и лечебные учреждения. До настоящего времени не организовано расследование по факту потравы птицы, в то время как экономические потери составляют сотни тысяч рублей. Не подвергнуты проверке фабрики — поставщики комбикормов. Не выяснены источники токсикации. Не возбуждено уголовного дела по факту падежа. Представители органов власти, руководства ОАО «Орловская нива», контрольных служб от комментариев уклоняются, лишь провоцируя панику и лишая население права на получение достоверной информации по жизненно важным вопросам.
От лица общественности убедительно прошу Вас организовать проверку по фактам массового падежа птицы и взять ход расследования под свой контроль.
1 сентября 2005 г.
Председатель правления ОРОО «Гражданский контроль», координатор Национального антикоррупционного комитета по Орловской области Ивашина М.Е.».
В орловском Роспотребнадзоре эту информацию опровергли: мол, ситуация находится под контролем, а с дохлой птицей поступили согласно законодательству.
Холдинг ОАО «АПК «Орловская нива» создан 10 лет назад администрацией Орловской области. Там, в обладминистрации, письмо Марины Ивашиной назвали политическим пиаром. А начальник орловского Роспотребнадзора Геннадий Захарченко сообщил, что сигнал о падеже был, но никакого птичьего гриппа не обнаружено ни у людей, ни у погибших индюков. Немножко индюков умерло, однако, как это и раньше иногда случалось, от нехорошего комбикорма. Но в продажу птица не поступала — что вы, как можно… А вся дохлятина, мол, вывезена и утилизирована совместными действиями Роспотребнадзора и МЧС.