Сюжеты · Экономика

ПАПА ОМСКИЙ, или КОЛОКОЛ В МАСКЕ

ВЛАСТЬ И ДЕНЬГИ

Мне есть чем гордиться: я трижды жал Папе руку. Последний раз — в 1999 году, по случаю очередной его победы на губернаторских выборах. Тому, кто не верит, могу предъявить открытку, тисненную золотом: «Уважаемый… Имею честь пригласить Вас...
Мне есть чем гордиться: я трижды жал Папе руку. Последний раз — в 1999 году, по случаю очередной его победы на губернаторских выборах. Тому, кто не верит, могу предъявить открытку, тисненную золотом: «Уважаемый… Имею честь пригласить Вас на торжественный прием». И собственноручная подпись: Л. К. Полежаев.
Банкет проходил в ресторане гостиницы, притаившейся на берегу Иртыша. Бывшей обкомовской, где, как правило, и сейчас останавливаются высокие гости. Укромное место под сенью дубравы. Ведут к нему тропы, многим горожанам неведомые. Я знаю одну, но губернаторский джип подъехал по еще более сокровенной.
Что было на столе, признаться, не помню. По-моему, ничего особенного. Обильное угощение, но не изысканное. Тем, кто читает и смотрит местные СМИ, известно, что Папа предпочитает народную кухню. И даже простонародную, как большинство российских политиков, поскольку детство у них было трудное. К примеру, конфеты Леонид Полежаев «впервые попробовал в 8 лет и до сих пор не понимает их вкуса».
Зато в духовной пище так ориентируется, как и не снилось здешним профессорам. Да и нездешним. (Он, кстати, и сам — почетный профессор Омского госуниверситета.) Деятели культуры, побывавшие в нашем городе, поражены мощью Папиного интеллекта. Все как один, начиная с патриарха советской музыки Тихона Хренникова, который сказал о выступлении губернатора, посвященном 200-летию А.С. Пушкина, что столь глубокой философской речи ему прежде слышать не приходилось.
Так же лестно о Папиной деятельности на культурной и просветительской ниве отзывались В. Распутин, Н. Михалков, М. Ульянов, В. Лановой и другие. Председатель СТД А. Калягин вручил ему «Золотую маску» (о чем ниже). Актриса Мирошниченко от души позавидовала омичам, что у них такой губернатор. Мы и сами себе тихо завидуем, вот уже лет 15 как минимум, глядя на экраны ТВ и читая местную прессу, где ни дня без песни о нем. Он не просто глава обладминистрации. Папа — это больше, чем папа, это наше омское все.
Но вернемся к памятному застолью. В душу мне запал Папин тост. Но не весь, а одна только мысль. Точнее, даже полмысли, второй части, к своему стыду, я не помню. В общем, сказано было дословно следующее: «У нас с вами не всегда будет что поесть, не всегда будет во что одеться…». Но, по-видимому, будет всегда что-то более ценное и возвышенное. А что именно — я не помню. Да это и не суть важно.
За столом сидела элита местного общества: верхний слой чиновничества, банкиры, предприниматели (мелкий бизнес и средний на такие мероприятия не зовут), крупные хозяйственники… Озирая их, трудно было вообразить обстоятельства, при которых не хватит им еды и одежды. Хотя, как известно, от тюрьмы и сумы… Но едва ли имел в виду Папа такие крайние случаи, тем более что говорил он и о себе.
Слухи и переписи
На тот момент Леонид Константинович, по сведениям, представленным в облизбирком, жил скромно, на удивление. Трехкомнатная квартира, хотя и расположенная в центре города, не по масштабам областного главы (кухня — 9 квадратных метров). Дала ее Полежаеву еще советская власть, когда он получил назначение на пост председателя облисполкома. Записанный на его имя автомобиль был тоже ему не по чину — 41-й «Москвич». Еще в списке значились дача в 6 соток и домик при ней. Вот, собственно, и вся собственность, с которой он вышел на выборы в 1999 году.
Сказать по правде, мало кто верил, что больше ничего у губернатора нет. Поскольку потому и зовут его Папой, что длань его простирается над двухмиллионной областью и всякий серьезный бизнес ею прощупывается. Она может погладить по головке или ударить. К тому же обыватель у нас, как и везде, охотнее верит слухам, чем официальным источникам. В 2003 году прошел по городу слух, запущенный певицей А. Пугачевой, которая обмолвилась в радиоинтервью, что ее вилла на Майами находится рядом с виллой омского губернатора.
Что любопытно, Папа и его окружение бомбу, подброшенную примадонной в его огород, проигнорировали, вероятно, решив, что слух сам собой рассосется, а если муссировать его, пусть даже опровержениями — наоборот, разнесется по умам.
Определенно, никаких вилл за Папой не числится. Возможно, у сына есть что-то подобное. У младшего, Алексея. По общему мнению, он состоятельный человек. И состоявшийся: уже в 23 года, едва защитив университетский диплом, получил солидную должность (второе лицо) в солидной компании, вдобавок — десятипроцентный пакет ее акций. Поскольку компания эта, «Руником», — дитя «Сибнефти», в законе рожденное, многие думают, что Алексей обязан успехом своим крестному отцу — Роману Аркадьевичу Абрамовичу. Что это скромный его подарок к вступлению юноши во взрослую жизнь, который вполне может потянуть и на виллу.
А старший сын губернатора, Константин, — главврач областной клинической больницы, самого крупного в регионе медучреждения. Супруга Константина тоже руководит большим лечебным заведением (300 сотрудников), но не государственным — принадлежащим «Сибнефти». Недавно Нателла Полежаева рассказала в журнале, читаемом непростыми людьми, что ее тесть — тонкий ценитель вин и научил ее различать их по вкусу.
Стало быть, вкусы у Папы не так уж просты. Знает толк он и в марках автомобилей. По служебным делам предпочитает ездить на джипе BMW-750, любит также Land Rover. А в личном гараже губернатора появилось подобающее его рангу авто — марки Lexus. В переписи Папиного имущества, представленного в избирком в 2003 году, есть еще одно существенное прибавление — двухэтажный коттедж в Усть-Заостровке (30 с лишним километров от города). Весьма внушительного вида строение. Преимущественно в нем он и обитает. Но прописан по-прежнему в квартире на Яковлева.
В общем, ежели судьба повернется так, что возникнет у Папы вакуум в гардеробе и холодильнике, за него можно сильно не волноваться: на такой крайний случай ему есть что продать.
Папина соцзащита
Но, скорее всего, не возникнет. Спасибо областным депутатам: они сделали все, чтобы омичи не тревожились за Папино будущее. После недавнего вступления в силу кодекса «О государственных должностях и государственной службе в Омской области» можно с уверенностью сказать, что оно будет пожизненно светлым. По крайней мере у двух ее жителей — губернатора Л. К. Полежаева и председателя Законодательного собрания В. А. Варнавского.
В статье 14 этого документа оговаривается список гарантированных им благ. По уходе в отставку причитается им единовременная выплата 5-летнего (!) денежного вознаграждения. Что такое вознаграждение? Это все, что чиновники получают от государства, то есть от налогоплательщиков. А оклады у этих должностных лиц одинаковые — по 92 тысячи рублей. На них наворачиваются 15% северных, страховые, премии и т. д. Итого, подсчитали правозащитники, вознаграждение за пять лет составляет 7 миллионов рублей у каждого. Но это просто отходное пособие.
Какова будет пенсия у отцов региона? Почти такая же, как их зарплата сейчас. К законной части присовокупится 85% былого жалованья. Короче, должно на еду и одежду хватить. Кроме того, за обоими папами-випами сохраняется весь их отлаженный быт: личная охрана и охрана жилища, персональный бесплатный автомобиль, бесплатная телефонная связь, санаторно-курортное лечение, включая проезд до места отдыха и обратно.
Это не весь список. Жизнь и здоровье руководителей Омской области застрахуют на солидные суммы, равные их многолетним заработкам. После отставки они и члены их семей будут по-прежнему лечиться в ведомственных клиниках. Вот теперь весь. По-моему, неплохо. Лично я за материальное благополучие нашего Папы вполне спокоен. Больше меня беспокоит теперь его духовное состояние. Не исчезнет ли ненароком то, что должно оставаться всегда, когда не будет еды и одежды? Что-то большое и светлое, не помню, что именно.
Лицедейство
Слово «духовность» — ключевое в Папином лексиконе. Когда он говорит о своих делах, ему как бы не хватает простых земных слов, чтобы охватить величие темы. Такие же трудности, говоря о них, испытывают его подчиненные. На помощь приходят образы космического масштаба. При пуске газопровода Крутинка — Назваевск — Исилькуль крутинский глава сравнил губернатора с Ильей Муромцем: «Потомки будут о нем вспоминать как о добром молодце той былины газовой, что повел наш народ в миры цивилизованные».
Никто из присутствующих не улыбнулся. Пресса проглатывала смешки. Папа смотрел, чуть прищурившись, вдаль. Взгляд, хорошо знакомый местному населению.
Так же смотрел он, когда над новым собором, Христорождественским, зазвенели колокола. Один из них — «Леонид Полежаев» — подарок храму от губернатора. Так и отлито на нем — на века… Так что у Папиной духовности корни глубокие, религиозные, хотя пошли они в рост, как и у всей советской номенклатуры, недавно. До этого в интервью центральной газете он говорил, что православие принесло народу нашему много бед.
Кто наблюдал его в разных жизненных обстоятельствах, знает, насколько он многогранен. В одной из Папиных книг («Путь к себе») есть откровение, на какое способен не всякий: вступил в свое время в КПСС, чтобы разваливать ее изнутри. Вся местная пресса была в заблуждении насчет его политической ориентации, пока не приехал к нам в конце 90-х с какими-то далеко идущими целями президент Белоруссии А. Лукашенко. Тут Папа резко порозовел, заговорил об укреплении вертикали власти (да-да, не Путин это придумал, а Папа с батькой Александром Григорьевичем), хотя лет за пять до того в другой своей книге («Вперед, на медленных тормозах») ругал «жестокий кремлевский централизм», который ведет страну к разрушению.
Особенно, помнится, поразила меня его встреча с сельскими избирателями. Был задан вопрос: «В какой вы партии состоите?» — и Папа, возвысив голос, сказал, что состоял всегда в одной партии и партбилет свой никуда не сдавал, и не выбрасывал, и не рвал — хранит его как зеницу ока. По залу пробежал шепоток: «Молодец», а был бы там Станиславский, он воскликнул бы: «Верю!».
И все мы поняли, что такая партия есть и будет править нами еще очень долго.
У Папы нашего много ликов. Духовность его в том и состоит, что чует он — и умом и сердцем — дух той аудитории, с которой общается. Ну и, само собой, дух времени.
Одну из своих наград, а их множество, он, без сомнения, получил по заслугам — «Золотую маску», врученную ему председателем СТД А. Калягиным. Наш Папа — действительно большой русский актер, типичный представитель той власти, для коей лицедейство — не лицемерие. А способ существования.