Египетские властители оставляли после себя пирамиды. Средневековые — готические храмы. Тоталитарные — прижизненные памятники. Первый властитель современной России оставил после себя котлован на Лиговском проспекте — единственный...
Египетские властители оставляли после себя пирамиды. Средневековые — готические храмы. Тоталитарные — прижизненные памятники. Первый властитель современной России оставил после себя котлован на Лиговском проспекте — единственный материальный след от строительства высокоскоростной магистрали Москва — Санкт-Петербург. Чего стоит ждать от нынешнего?
«Новая» уже писала о современных питерских «стройках века» (см. № 36 за этот год). Тогда у нас было ощущение, если хотите, предчувствие того, что строительный бум в Северной столице — просто каньон, намытый щедрыми финансовыми потоками, текущими из бюджетов разных уровней в частные карманы. Предчувствия не обманули — стоило явиться на свет Генеральному плану развития города, как проявились и помпезные, реально неосуществимые стройпроекты, и вполне конкретные бизнесмены и чиновники, которые могут заработать на них миллиарды рублей.
Нужен, к примеру, городу новый морской порт. Так что же: ни один рациональный, укладывающийся в разумный бюджет проект даже не рассматривается. Зато на ура проходит абсурдная идея намыва 450 гектаров земли на юго-западе Васильевского острова, из которых только треть отойдет собственно под порт, остальное — под стремительно растущую в цене элитную недвижимость. Причем намывать землю и строить порт будет бюджет, а заниматься возведением нового квартала — коммерческие структуры. Те самые, что будут осваивать бюджетные деньги на первом этапе строительства. Чуете, чем пахнет?
И это только один проект в отдельно взятом городе, отдельно взятая бюджетная строка. Государство же в целом все больше склоняется к тому, чтобы отказаться от имиджа скупердяя-кубышечника и начать инвестировать широкой рукой. Ожидается, что в новом бюджете наряду со Стабфондом появится и так называемый инвестиционный фонд — та часть нефтедолларов, которую государство готово потратить. Как вы думаете, на что? На развитие социальной сферы? На высокотехнологичные производства? На структурные реформы, в конце концов? Нет. На строительство. Это, как известно, идеальный способ бесконтрольно тратить гигантские деньги. Даром, что ли, параллельно с принятием идеи Инвестфонда принимается и стратегия транспортной модернизации, бюджеты которых на период до 2008 года практически совпадают? Например, в этом году Инвестфонд должен был собрать миллиардов семьдесят рублей, но уже идут разговоры о том, что лучше бы сто. А питерский Морпорт — один из многих и притом ключевых объектов этой стратегии. Понимаете логику?
О преимуществах строительства с точки зрения коррупциоемкости сказано практически все. Но о проектах, в которые государство собирается инвестировать отвоеванные у нефтяников деньги, стоит сказать особо. Большинство из них рассчитаны на срок в семь-пятнадцать лет, правда, при этом львиная доля финансирования должна быть получена до 2008 года — до тех пор, пока эта правящая элита правит. Грубо говоря, рассчитано все так, чтобы в ближайшие три года и не спросили за результат, предъявить-то смогут разве что ворох бумаг и котлованы. А после 2008-го — какой спрос?
Сегодня мы рассказываем о стройке на Васильевском острове только потому, что она должна начаться вот-вот и средства уже выделены. Но в ближайшее время развернется еще много похожих бюджетных строек века. И не важно где — в Питере, Москве или Урюпинске. Важно то, что нынешняя власть наконец-то определила свой стратегический курс. Курс на котлован.
«Новая» начинает инвентаризацию современных «строек века», большинство из которых, по странному стечению обстоятельств, сконцентировано в Санкт-Петербурге. Вместо туристического атласа мы решили прихватить с собой новый генплан развития города. Первый объект – Морской пассажирский порт.
Обычно такие проекты, как генеральный план развития города, разрабатываются долгие годы. В его создании участвуют до тысячи специалистов, которые месяцами просчитывают необходимость каждой перечисленной из бюджета копейки, чтобы избежать неразумных трат и простого воровства государственных денег. С другой же стороны, властная рука чиновника может стремительно вписать в генплан все что угодно. Главное — это «что угодно» признать стратегически необходимым проектом. И тогда бюджетные деньги долгие годы будут приходить как по расписанию.
Именно это и случилось в Северной столице. Не так давно Законодательным собранием Санкт-Петербурга в первом чтении был принят закон «О новом генеральном плане развития города и границах зон охраны объектов культурного наследия на его территории до 2015 года с перспективой до 2025 года». За проект проголосовали 43 депутата, против — только один. Но, несмотря на почти единогласную поддержку, депутаты не могли скрыть удивления и возникших у них впоследствии вопросов. Главным образом это касалось нежданно появившихся проектов, связанных с «уплотнительной застройкой», с «Балтийской жемчужиной»* , со строительством нового терминала «Пулково-3» и с намывом земли под новые кварталы на юго-западе Васильевского острова.
По мнению Сергея Гуляева, заместителя председателя Комитета по законодательству Закса, члена Постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам, «то, что предлагалось изначально, было логично и продуманно. Кучу нового внесли месяца три-четыре назад, когда генплан был уже практически подготовлен. Все внесенные пункты никак не коррелируются с тем, что уже было подготовлено».
То есть генплан в самый последний момент получил незапланированный «прицепной вагон» с весьма странным содержимым. Взять, к примеру, планируемый намыв 450 гектаров земли в юго-западной части Васильевского острова в рамках так называемого проекта «Морской фасад», предполагающего строительство Морского пассажирского вокзала и элитного жилого квартала. Проект сам по себе неоднозначен. Руководство города приводит аргументы «за», и многие из них звучат вполне рационально.
Понятно, что с торгового Морского порта Петербургу нужно снять нагрузку. Он сегодня вынужденно принимает круизные суда. Неплохо было бы создать впечатляющий европейский фасад со стороны моря — новый Морской вокзал подходит для этого как нельзя лучше. Да и модернизировать инфраструктуру Васильевского острова давно пора.
Словом, что-то строить надо, и это понимают все. При обсуждении генерального плана депутатами ставился вопрос о выносе огромной территории грузового Морского порта за город. Тогда проблема ограниченной проходимости канала отпала бы. И грузовые суда не тащили бы через весь Петербург. А на месте существующего сейчас грузового порта можно было построить порт пассажирский. Второй вариант — модернизация существующего сейчас на Васильевском острове пассажирского порта. Дело за малым: достаточно построить причалы, к которым могли бы подходить океанские лайнеры. Для этого всего-то и нужно — вбить сваи. Словом, вариантов, при которых стройка обойдется городу не более чем в триста миллионов долларов, очень много. И они обсуждались депутатами на протяжении трех лет.
Но правительство города решило пойти своим путем — чтобы все было героически и с размахом. Мало нам существующей земли, надо отвоевать ее у моря. А там уж построить на ней что-нибудь этакое.
Проект намыва рос как на дрожжах вместе с бюджетом. Вместо планируемого сегодня миллиарда долларов первоначально собирались выделить «всего» 220 миллионов. Причем в эту цифру укладывался весь бюджет проекта с учетом проведения дноуглубительных работ, намыва территории, возведения причалов и строительства нового здания Морского вокзала.
Однако вскоре смета как-то незаметно увеличилась до полумиллиарда долларов. Но и этого показалось мало. На заседании городского правительства было предложено не ограничиваться половинчатыми решениями, так как это вопрос престижа морской державы. Тут же проект признали стратегически необходимым, и сумма выросла до миллиарда долларов.
До сих пор неизвестно, какие экспертизы проходил проект и кто из специалистов закладывал огромные суммы бюджета под его реализацию. Впрочем, строительство без документации в Питере в моде — Кольцевая автодорога благополучно обходилась без нее более пяти лет. Важно другое: на месте, отведенном под возведение «Морского фасада», никаких подобных работ проводить вообще нельзя, то есть проект неосуществим в принципе.
Дело в том, что в 60-х территорию Васильевского острова уже намывали, правда, в другом месте. Там, где планируется появление новых 450 гектаров суши, сейчас карьер глубиной в семь метров — этакий Ла-Манш. Чтобы засыпать его, нужно не пятнадцать миллионов кубометров грунта, как предполагается, а ровно в три раза больше. Для решения транспортной проблемы, которая возникнет при намыве, придется возвести еще два моста. Возникает еще один вопрос: где брать грунт? Путем дноуглубления невозможно, копать просто некуда. Кроме того, на этой глубине залегает уже не песок, а глина. При намыве территории глиной необходимо время для того, чтобы она отлежалась и утрамбовалась. Утрамбовка занимает 8—10 лет. А проект предполагается завершить всего за четыре года.
Вызывает сомнение и то, что порт нужно строить именно здесь, а не где-то еще. Вход в Петербург ограничен морским Петровским каналом. Он работает на пределе, и больше загружать его нельзя, плюс к тому на Васильевском острове очень сложная ситуация с электроэнергией, газом и водой. Необходимо проводить под водой новые коммуникации, а это сложнейшая задача. ТЭЦ на Васильевском острове уже десять лет назад работала на пределе. В прошлом году была авария. И никто не говорит о том, что для строительства порта нужно строить новую ТЭЦ.
Словом, намыть в этом месте едва ли что-то получится. А отмыть?
Для ответа на этот вопрос достаточно более пристально присмотреться к тем самым «стратегическим инвесторам», которые взялись за осуществление эпохального проекта. Дорогостоящий проект «Морской фасад» без конкурса был отдан в концессию некоей фирме ООО «Перспектива», которая зарегистрирована в городе Никосия, Кипр. Единственный учредитель этой компании — Marine Perspektiva (Cyprus) Limited. Построенных объектов у ООО «Перспектива» нет да и быть не могло — фирме без году неделя. «Морской фасад», стоимость которого оценивается в миллиард долларов (порядка тридцати миллиардов рублей), отдают ООО «Перспектива», у которого уставной капитал — десять тысяч рублей.
«Если все остальные инвесторы, указанные в генплане, у меня не вызывают вопросов — они достаточно крупные и известные, — то как раз ООО «Перспектива» вызывает подозрение, — говорит Андрей Черных, депутат Законодательного собрания, член Постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам. — Откуда взялась эта фирма? Интересно, какие деньги они собираются инвестировать? Очевидно, что здесь не все прозрачно. На мой взгляд, стратегических инвесторов нужно отбирать более тщательно».
«Шавкат Кары-Ниязов, президент управляющей компании ООО «Морской фасад», — человек с неоднозначным прошлым. Он замешан в некоторых финансовых махинациях (см. справку. — Ред.). Он просто освоит деньги на намыве территории. Создается впечатление, что даже никто и не ставит перед собой задачу там что-то построить. Я вижу это на примере дамбы. Каждый день, проезжая по ней, я наблюдаю, какими темпами идет строительство. Ежегодно выделяется от 150 до 650 миллионов бюджетных рублей. Они приходят примерно в сентябре и к Новому году уже осваиваются, а реальных работ почти не происходит. К директивному сроку окончания строительства — 2008 году — уже точно не успеют. Боюсь, что то же самое будет происходить с «Морским фасадом», — поделился своими сомнениями депутат Сергей Гуляев.
Юридическая схема, по которой будет вестись строительство, предельно сложна. На самом деле строить будет вроде как не одна компания, а сразу три — ООО «Морской фасад», УК «Морской фасад» и та самая «Перспектива». О разделении функций внутри данного триумвирата доподлинно почти ничего не известно. Известно другое: все три фирмы близки к британской компании First Quantum, которая, по мнению участников рынка, имеет отношение к депутату Госдумы Виталию Южилину.
А теперь задайте себе вопрос: в чью светлую голову мог прийти такой прекрасный проект, как «Морской фасад»? Если вы поставили на Южилина, то не ошиблись. По крайней мере именно он в прошлом году впервые озвучил его на встрече с Германом Грефом. Тогда Греф не согласился, но, после того как Матвиенко завизировала проект у Путина, бюджетные деньги нашлись на удивление быстро. Только в этом году на разработку проекта и дноуглубительные работы (если таковые начнутся) будет выделено 600 миллионов рублей.
Возникает вопрос: кто же такой Виталий Южилин, коли ему удалось так быстро пролоббировать проект с миллиардным бюджетом?
В Питере Южилин известен в первую очередь благодаря тому, что подконтрольной ему компании Nasdor (входящей в группу First Quantum) в 1999—2004 годах удалось сперва отбить у городского Комитета по управлению госимуществом (КУГИ), а потом с выгодой перепродать контрольный пакет акций ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга». Нам эта история интересна еще и потому, что к определенному моменту в составе совета директоров Морпорта оказались два человека, фамилии которых вы еще услышите в нашем рассказе: Серик Жусупов и Юрий Молчанов.
Сейчас Южилин — член Комитета Госдумы по бюджету и налогам и одновременно глава Ассоциации морских торговых портов России. Совмещение из серии «лоббируй — не хочу». Вот и официальные лица, тот же вице-губернатор Санкт-Петербурга Юрий Молчанов, не скрывают, что Южилин оказывает проекту определенную поддержку.
Впрочем, и этого ресурса оказалось мало — нужны были связи в правительстве. Их обеспечил как раз Серик Жусупов. Это сейчас он вице-президент УК «Морской фасад», а прежде работал в Минтрансе РФ, где курировал… морские порты. И на должность эту он попал прямиком из состава топ-менеджеров ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга». И вы еще удивляетесь тому, что «Морской фасад» попал в список приоритетных объектов «Стратегии транспортной модернизации России», недавно принятой правительством?
Но протащить проект — еще полдела. Важно организовать все так, чтобы им занимались «правильные» фирмы. У «Перспективы» с этим, как вы помните, были определенные проблемы. Для того чтобы ей отдали «Морской фасад», требовалось чудо. Нужно было, чтобы фирмочку признали стратегическим инвестором наряду, например, с «Газпромом». Чудо это произошло. Может быть, не без участия господина Молчанова? Хотя бы потому, что он отвечает за инвестиционные проекты в городе по долгу службы.
Кроме того, существует еще одна пикантная деталь: сын Молчанова Аркадий Юрьевич возглавляет компанию ЛСР — монополиста на городском рынке стройматериалов. Ей любая большая стройка — что Новый год. А если вспомнить, что в последнее время ЛСР активно занялась сооружением дорог, мостов и недвижимости, то «Морской фасад» для нее — лучший подарок.
Словом, у нас сложилось впечатление, что «Морской фасад» в его нынешнем виде жизненно необходим всем действующим лицам. Кроме собственно горожан. Недаром обитатели Васильевского острова уже выходили на митинг. И обещают выходить дальше. Депутат Сергей Гуляев тоже уверен в том, что если кто и спасет город от очередной чиновничьей аферы, так это общественность. Иначе типично российский пейзаж вскоре может стать немножечко лунным — котлованы, котлованы, котлованы…
* «Балтийская жемчужина» – еще один грандиозный строительный проект, который будет реализовывать Шанхайская индустриально-инвестиционная компания. Примечательно, что за 63 тыс. кв. м, на которых разместится элитное жилье для 35 тысяч человек, китайцы заплатили всего десять миллионов долларов.
Спасибо, теперь на почту вам будут приходить письма лично от редакторов «Новой»