Расследования · Политика

Спикер МИРОНОВ: «ЧЕСТЬ РОССИИ СТОИТ ДОРОГО»

РАССЛЕДОВАНИЯ

«Честь Родины стоит дорого», — сказал недавно спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Словарь Даля определяет слово «честь» как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Может...
«Честь Родины стоит дорого», — сказал недавно спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Словарь Даля определяет слово «честь» как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть». Может ли честь, пусть даже и Родины, стоить каких-то денег? Продается ли она? Или третье лицо в государстве считает, что честь Родины можно купить, подобно продажной девке? Тогда почем? А честь мундира, например, тоже продается? Или, раз продавшись, все-таки считаешься обесчещенным?
Спикер говорил о чести в связи с имиджем России за рубежом. Для улучшения нужны определенные финансовые средства, считает он. Однако глава верхней палаты парламента не назвал конкретной суммы, но обещал, что скупиться не будут. «Там (на Западе. — Авт.) хорошо научились делать нам больно и очень плохо, — заявил Миронов. — Если все граждане России, в том числе и российские журналисты, не будут думать об имидже страны, то за нас это сделают другие. Увы, нет единого центра — структуры, которая бы занималась пропагандой, и каждое ведомство действует по своему разумению».
Наши пиар-правители, кажется, разочаровались в системе Гостелерадио, воссоздаваемой ими с 2001 года. На всех фронтах их подстерегают пиар-провалы. Граждане недостаточно патриотичны, внутри страны — пятая колонна, за рубежом — одни враги, отказывающиеся понимать загадочную российскую душу. И правителям уже не хватает мощностей Первого канала, «России», НТВ… В топку борьбы за патриотизм им нужно подбросить телеканал Минобороны «Звезда». Он беспрестанно выигрывает право вещать в различных городах России на всех последних заседаниях Федеральной конкурсной комиссии по теле- и радиовещанию. Им нужно создавать специальную патриотическую программу по воспитанию граждан стоимостью в 18 млн долларов, которую на днях утвердило правительство.
Правителей убеждают в том, что можно отмыть образ России с помощью канала Russia Today TV. И они готовы выделить на это 30 млн бюджетных долларов. Но оказывается, что и этого мало. Для формирования образа России нужна и координирующая структура, которая бы направляла усилия на этом направлении различных ведомств. «Нередко уважаемые западные издания публикуют недостоверные сведения о России. Многие черпают информацию из тех помоек, которые существуют в интернете. Бред, который там появляется, перепечатывают уважаемые западные издания», — заявил спикер.
Миронов перечислил способы формирования позитивного образа: «Петербургский экономический форум, визиты российских делегаций за рубеж, принятие ряда законов, в том числе о приграничном сотрудничестве». Однако он ни слова не сказал о сути западной критики — отходе российского руководства от принципов демократии. Он не сказал, каким образом будет пытаться пресечь нарушение прав человека в Чечне, как власть откажется от наступления на бизнес, как государство намерено бороться с ущемлением свободы слова и установкой контроля над СМИ, как в рамки демократии вписывается вертикаль власти, подчиненность судебной системы и парламента исполнительной власти. Он не сказал, ибо вот уже который век на Руси принято на зеркало пенять.
ДЕНЬГИ НА ПОСЛЕДНЕЕ ПРИБЕЖИЩЕ
Будь у меня 18 млн долларов США, я бы купила в 2004 году картину Клода Моне «Лондонский парламент в тумане». Моне мне нравится, а эта картина была выставлена на аукционе «Кристи» как раз за 18 млн. Думаю, мои внуки оценили бы столь разумное вложение капитала. Уж я бы постаралась воспитать таких внуков, для которых импрессионисты — не пустой звук. Ну а коли не любили бы художника, перепродали бы картину после моей смерти. Или подарили музею, в котором каждый проходящий видел бы специальную табличку: «Передано в дар музею от потомков… (а дальше моя фамилия)».
Озаботься я проблемой расчетных операций с клиентами и обработкой внутрибанковской информации, закупила бы я на эту же сумму компьютерные системы для Сбербанка РФ: 10 тысяч настольных компьютеров Hewlett-Packard Vectra, сетевые продукты, принтеры, сканеры и серверы.
Ну а будь я более социально ответственной барышней, с 18 млн долларов в кармане я могла бы профинансировать гуманитарную программу в области здравоохранения — наподобие той, которую в 2001 году организовал госдеп США в Грузии. Я бы передала 37 больницам оборудование (аппаратура для операционных, рентгеновские аппараты, лаборатории, шприцы, перевязочные материалы, медикаменты) в 158 контейнерах. Или поступила бы, как гонконгско-шанхайская банковская корпорация, которая в 2002 году подписала соглашение о закупке 362 тыс. лампочек, чтобы установить их в 450 школах Петербурга. Или, как Всемирный банк в 1997 году, предоставила бы кредит для проекта системы социальной безопасности в Латвии: заменила бы технологию системы соцстрахования, создала систему надзора за частными пенсионными фондами. А будь у меня желание прославиться, организовала бы программу — наподобие евросоюзной — по борьбе с курением среди подростков. За ту же сумму.
Я бы много чего могла сделать, будь у меня 18 млн долларов. Однако никогда не догадалась бы потратить деньги так, как догадалось правительство России: на «Программу патриотического воспитания граждан РФ на 2006–2010 годы». Оно и раньше догадывалось это делать. Но оказалось, что «бюджетные средства, выделенные на реализацию программных мероприятий в 2002—2004 годах в размере 114,999 млн рублей (УЖЕ!!! — Авт.), были направлены на решение неотложных задач патриотического воспитания». А патриотизма в наших неокрепших российских душах больше не стало… «Патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества», — расписываются в безнадежной затее, длившейся два года, авторы нынешнего проекта. Сейчас правительство считает, что на проникновение патриотизма в сердца россиян нужно затратить больше.
Если бы кто меня надоумил, я, может, и догадалась бы, что нужно воспитывать граждан. Только не умудрилась бы так беззастенчиво сформулировать то, что сформулировали авторы программы. Только для того, чтобы получить деньги, на которые столько всего полезного я могла бы сделать, правительственные умы родили главу о «системе мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания». Они предусмотрели, например, «продолжение и расширение работы по патриотическому воспитанию на всех уровнях деятельности институтов госвласти» (вы ощущаете на себе эту работу?), решили «определить приоритетные направления работы по патриотическому воспитанию на современном этапе» (значит, еще не определили?), «обогатить содержание патриотического воспитания» (почем обогащаться будем?). И еще. Они собираются воспитать «гордость за Российское государство, его свершения» (не за написание ли подобных программ?).
Сколько неотложных дел! Расписываясь в своем творческом бессилии, признаю: я бы не смогла работать в российском правительстве. Фантазии не хватит.
ПЛАН ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛЮБВИ К РОДИНЕ
Некоторые из «мероприятий по реализации госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006—2010 гг.»
Организация постоянно действующих рубрик о патриотическом воспитании граждан в государственных федеральных, республиканских, краевых, областных, городских теле- и радиовещательных программах. Исполнители: ВГТРК, Минобороны, Минобрнауки, МВД, ФСБ, Минздравсоцразвития, Росвоенцентр, Российская академия наук, РОСТО (ДОСААФ), органы исполнительной власти субъектов РФ. Средства из федерального бюджета: с 2006 по 2008 год — по 1,3 млн руб., с 2009 по 2010 год — по 1,25. Ожидаемый результат: воспитание у молодого поколения чувства любви к Отечеству, уважения к госсимволике России.
Организация записи на аудиодисках и распространение Государственного гимна РФ в исполнении Академического ансамбля песни и пляски Российской армии им. А.В. Александрова. Исполнитель: Минобороны. Средства: на 2006 год — 1,25 млн руб. Ожидаемый результат: формирование уважения к государственной символике России, развитие патриотических чувств у граждан Российской Федерации.
Проведение межрегиональной научной конференции «Нравственность — основа патриотизма». Исполнители: Минобрнауки, Роскультура, Минобороны, МВД, ФСБ, Росвоенцентр, органы исполнительной власти субъектов РФ. Средства: на 2008 год — 0,5 млн руб. Ожидаемый результат: реализация исторического опыта духовно-нравственного воспитания российских граждан.
Организация и проведение соцпатриотической акции «День призывника». Исполнители: Минобороны, Минобрнауки, Росвоенцентр. Средства: с 2006 по 2010 год — по 0,2 млн руб. Ожидаемый результат: развитие чувства гражданского долга призывников.
Выпуск ежемесячного журнала «Патриот Отечества» и приложения к нему. Исполнители: Росвоенцентр, Роспечать. Средства: с 2006 по 2010 год — по 1 млн рублей. Ожидаемый результат: освещение на страницах журнала проблем патриотического воспитания.
Проведение мероприятий, посвященных 10-й годовщине разгрома бандформирований, вторгшихся на территорию РД. Исполнители: Минобороны, МВД, ФСБ, правительство Республики Дагестан, органы исполнительной власти субъектов РФ. Средства: на 2008 год — 0,8 млн рублей. Ожидаемый результат: укрепление единства и целостности РФ, формирование чувства патриотизма и интернационализма братских народов Северного Кавказа.
ХРОНИКА БОРЬБЫ ЗА ИМИДЖ РОССИИ
2000 г.
Принятие «Доктрины информационной безопасности», предполагавшей, в частности, «активизацию контрпропагандистской деятельности, направленной на предотвращение негативных последствий распространения дезинформации о внутренней политике России».
Август 2000 г.
Департамент туризма Министерства экономики и торговли объявил о намерении заняться созданием туристического имиджа России за рубежом. Куратор отдела имиджевой политики и информационного обеспечения Анатолий Ярочкин заявил: «Мотивация поездок в нашу страну отличается от мотивации поездок в Турцию или Египет. Если в эти страны едут именно отдохнуть, то в России скорее должен быть «культурно-познавательный туризм». Чиновники предполагают распространять через торгпредства России за рубежом и сеть отделений «Аэрофлота» буклеты с информацией о российских регионах. Замминистра экономики и торговли Владимир Стржалковский, отвечающий за туротрасль, просил для департамента 3 млн долл. в год плюс 800 тыс. долл. на выставки. Ярочкин отметил, что раньше Госкоминтурист тратил на эти цели 5% от своего оборота, равного 1, 1 млрд долл. в год.
Февраль 2001 г.
Министр печати Михаил Лесин объявил, что его ведомство намерено выделить гранты на рекламу позитивного образа России на территории США: «Денег не пожалеем. Иначе мы всегда будем выглядеть, как медведи». Предполагалось привлечь 200 млн бюджетных долларов. Один из предлагавшихся способов улучшения имиджа — наем самолета, летающего по столицам мира с рассказами об инвестиционной привлекательности России. Лесин не исключал также, что Минпечати будет материально поддерживать американские организации, которые борются за свободу слова.
Октябрь 2002 г.
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) объявил тендер на программу улучшения имиджа российского бизнеса за рубежом. Предполагалось создание англоязычных журнала и интернет-портала о российском бизнесе. Рабочую группу возглавлял Михаил Ходорковский. Тендер проведен не был — сами понимаете почему.
Август 2003 г.
Президент Владимир Путин поручил министру печати Михаилу Лесину, министру экономического развития и торговли Герману Грефу и министру иностранных дел Игорю Иванову «обеспечить реализацию комплекса мер по улучшению имиджа России среди зарубежных инвесторов». Обещание разработать программу истекло к концу 2003 года.
Декабрь 2004 г.
Для создания позитивного образа России за рубежом потребуется от 3 до 20 лет и сумма размером 11,5 млрд долларов (от 1 до 1,5 млрд долларов ежегодно). Такие данные привел замдиректора департамента информации и печати МИДа Михаил Троянский на заседании в Совете Федерации «круглого стола» по проблемам международного имиджа России. «Изменить имидж страны за короткий срок еще никому не удавалось. Нужны системные долгосрочные усилия, и не только усилия», — сказал он.
Июнь 2005 г.
Объявление о грядущем создании на базе РИА «Новости» нового информационного англоязычного телеканала Russia Today («Россия сегодня»), вещающего за рубеж. «К сожалению, на Западе на уровне массового сознания Россия ассоциируется с тремя понятиями — коммунизм, снег и нищета. Мы хотели бы представить более многообразную картину жизни нашей страны», — сказала гендиректор РИАН Светлана Миронюк. Для финансирования канала правительство предложит Госдуме внести изменения в федеральный бюджет на 2005 год. По оценке главы Федерального агентства по печати Михаила Сеславинского, совокупный бюджет телеканала до конца года составит 30 млн. долл. На следующий год потребуется примерно такая же сумма.
Успешно действующие имиджевые проекты России
«Голос России» — государственная радиовещательная компания, ведущая передачи на 32 языках на 160 зарубежных стран. Создана (правда, под другим названием) 29 октября 1929 года. Финансируется правительством.
Журнал и интернет-портал Russiaprofile.org — совместный проект РИА «Новости» и ИД Independent Media.