Сюжеты · Культура

ВПЕРВЫЕ НА КРАНЕ

КИНОБУДКА

Впрочем, в отличие от романа Герберта Уэллса, Спилберг полагает, что атакуют нас не марсиане. Помните крылатую фразу лектора Филиппова из «Карнавальной ночи»: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе? Науке это неизвестно». Спилберг...
Впрочем, в отличие от романа Герберта Уэллса, Спилберг полагает, что атакуют нас не марсиане. Помните крылатую фразу лектора Филиппова из «Карнавальной ночи»: «Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе? Науке это неизвестно». Спилберг с Филипповым не согласен: «Никаких марсиан… Мы были на Марсе и убедились: там никого нет». «Немарсиане» начинают атаку в фильме с самой революционной страны нынешней планеты… с Украины. Думаю, марсианин Спилберг выбрал братское государство из-за цвета. Сверху оранжевое хорошо просматривается.
Почти 70 лет назад радиоспектакль Орсона Уэллса по «Войне миров», фантастическому роману 1898 года Герберта Уэллса, вызвал панику на улицах США — его связали с возможным вторжением фашистов. В 1953-м киноверсия романа, сделанная режиссером Байроном Хаскином, косвенно намекнула на холодную войну. И вот после 11 сентября планету вновь колотит страх по поводу угрозы мировой войны, которую вот-вот развяжут то ли террористы, то ли моджахеды. В общем, существа с запредельным сознанием.
Недолюбливающий викторианский стиль Спилберг перенес действие романа из XIX века в современность и посмотрел на мегакатастрофу глазами среднего американца — разведенного отца с двумя детьми. Лидер окультуренной кинопопсы сделал голливудский продукт в кубе. Во-первых, жанр — зрелищный блокбастер, антиутопия. Во-вторых, главная тема — победа семейных ценностей над гнетущими темными силами. В-третьих, конфликт — очередная история выживания отдельно взятого американца в «нечеловеческих» условиях. Да еще с двумя детьми на руках. Простой крановщик (вместо писателя) с лицом Тома Круза с этой задачей справится. Впрочем, зрители ни на секунду экранного времени в этом не сомневались.
Кажется, Спилбергу интересно полемизировать… с самим собой. 23 года назад он снял «Инопланетянина Е.Т.» (один из самых кассовых фильмов столетия). Тогда режиссер смягчил мрачный сценарий, и зрители натурально влюбились в обаятельно-привлекательного ушастого товарища, командированного с далекой планеты. Финальная сцена «Инопланетянина» британскими зрителями признана самой сентиментальной в истории мирового кинематографа. Фантазируя на темы Уэллса, Спилберг решил рассказать совсем другую, страшную сказку, в которой всех убили (кроме крановщиков с их детьми, разумеется).
Инопланетяне здесь — мерзкие, не слишком мужественные создания, высасывающие человеческую кровь. (С трудом верится, что твари, замирающие перед обычным зеркалом в ступоре недоумения, обладают развитым интеллектом.) Зато их машины-треножники, незаметно пробравшиеся в сердцевину Земли и в час икс вырвавшиеся оттуда на волю, чтобы раскрошить, сжечь ядерными лучами все и всех живых, вызывают у зрителя чувство удовлетворения. За основу взята схема механизмов из фильма 53-го года, зато в соответствии с развитием техники наблюдательно-карательные машины существенно усовершенствованы. И эпизоды с кровожадными гигантами на улицах сонных городков — самые зрелищные.
Людишки-муравьишки ползут в страхе по улочкам, проселочным дорогам и растворяются в смертельных лучах, подобно сахару в чае. Гибель людских «стай» на море и на суше превращается в статистику, зритель даже не успевает подумать о сожалении. Это и входило в планы режиссера: «Пойми, что в этом фильме всего три человека и еще 1000 беглецов на заднем плане».
Конечно, это игра, в которой инопланетяне начинают и… проигрывают. Уэллс описывал пушки и ружья, которыми сражались с марсианами англичане. Спилберг использует для отражения звездной атаки американские реактивные истребители. Но для пришельцев танки и крылатые ракеты — детские сабли. К счастью, они знать не знают о главном оружии и главной Тайне землян: против наших микробов никакая инопланетная тварь не устоит… Да и законы кино, похоже, им неведомы: кто ж убьет кролика Круза, нет такой марсианской силы. Круз в самом деле не похож на волка или супермена. Играет относительно свежий тип героя, который вовсе не геройствует, напротив, убегает, спасая себя и детей. Отец поначалу он никакой — с детьми нулевой контакт, но семейные связи крепнут в тот самый момент, когда в тартарары летит мир.
По всем приметам одиссея крановщика Рэя — Круза — очередная глава в многоэтажной киноэпопее Стивена Спилберга о способах преодоления невозможного. И прежде всего глобального Страха, который окружает нас. А «Война миров» — еще и очередной опыт исследования основного, по Спилбергу, инстинкта — самосохранения.
К плюсам фильма отнесем столкновение гиперреалистических подробностей современного быта с отъявленной фантастикой. Даже пришельцы и их «треножники», сеющие смерть и панику, выглядят вполне реалистично. Равно как и сюжет, который авторы адаптировали к нашему непредсказуемому времени. Сложная полифоническая акустика создает не слишком комфортный «эффект присутствия». Зато спецэффекты и компьютерная анимация заметно проигрывают блокбастерам последнего времени, в частности, «Властелину колец» и «Звездным войнам».
Спилберг изо всех сил старался избегать клише: «Никаких разрушений достопримечательностей, никаких снесенных с лица Земли Манхэттенов, никаких стояний у карты с флажками, никаких репортеров, снимающих все это». Но, к сожалению, избегая сюжетных стереотипов и осовременивая Уэллса, режиссер не сумел вырваться за пределы строгих лекал, по которым кроится крепкий голливудский блокбастер. А значит, стать фильмом десятилетия, как обещала долгоиграющая реклама, «Войне миров» не светит.
Не знаю, насколько это расстроит миллиардера, сделавшего состояние на способности запечатывать свои мечты в целлулоид. Ведь Спилберг сегодня не только совладелец нескольких крупных студий, стабильно выпускающих кассовые фильмы, за последние пять лет и его компания «Сега гейм воркс» (видеоигры, видеогалереи, прочая CD-продукция) поднялась на ноги. К тому же режиссер и бизнесмен инвестировал деньги в интернет. Так что не за горами премьера новой компьютерной игры «Война миров», фильм Спилберга для нее — добротная основа.