Сюжеты · Культура

ДАВИД САМОЙЛОВ. НЕ ИНАКОМЫСЛЯЩИЙ — СВОЕМЫСЛЯЩИЙ

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ. Антология Евг. Евтушенко «В начале было слово»

Первого июня 2005 года Давиду Самойлову исполнилось бы 85 лет. Во время празднования 60-летия Победы почти в каждом концерте звучали его ставшие одним из символов истории строки «Сороковые, роковые…»Самойлов не «стал», а неожиданно для...
Первого июня 2005 года Давиду Самойлову исполнилось бы 85 лет. Во время празднования 60-летия Победы почти в каждом концерте звучали его ставшие одним из символов истории строки «Сороковые, роковые…»
Самойлов не «стал», а неожиданно для многих «оказался» большим поэтом, как бы ничего не делая для этого и не стараясь «внедрить» свое имя в читателей.
Запоздалый выход первой книги Самойлова «Ближние страны» был весьма уместен — благодаря непринужденности и невмешательству стиха в политическую текучку Самойлов сразу занял свое уникальное место. Но вместе с тем он не уклонился от нравственных поступков, подписывая не без последствий многие письма в защиту наказуемых за инакомыслие. Сам он, однако, не примыкал ни к каким группам и комитетам и был не инакомыслящим, а своемыслящим. Безусловно, у него было нескрываемое самоотождествление с Пушкиным, не без подозрительности внимающим Пестелю, но в то же время находящим в голосе поющей за окном молдаванки Анны гораздо больше смысла жизни, чем в топорных прожектах нашего доморощенного Брута, в коем страшноватенько проступает русское тиранство-дилетантство.
Что-что, а женщин Самойлов ценил, и его первая жена Ляля была, может быть, самой красивой женщиной Москвы да и умницей к тому же. «Пушкин, Пестель и Анна» — это гениальное стихотворение-рассказ, написанный Самойловым с пушкинской раскованностью — безо всякого пота, поднимает давящую тяжесть русской истории. Это стихотворение бессмертно.
Удалось оно неслучайно. У Самойлова, как, может быть, ни у кого из нас, было чувство истории — не умом, а кожей, а она гораздо чувствительнее ума. У него нет эзоповской современизации истории, но все, к чему он прикасается в ней, болит в России и сейчас. Ведь это только Самойлов, а не кто-то иной описал долгое, позорное для наших солдат стояние по приказу Сталина на берегу Вислы, в то время как на другом берегу гитлеровцы уничтожали польских повстанцев. А какой потрясающий уже не рассказ, а фильм в стихах «Бандитка», в котором нет никаких выводов, а только страшная правда войны, когда оба не правы и нужно что-то третье, чтобы понять и не убивать друг друга, ибо ненависть — это всегда слепая демонизация друг друга. Не дай бог, чтобы все это или что-нибудь похожее повторилось.
Драматическая поэма «Сухое пламя» о взлете и падении Александра Меншикова — талантливого, однако с загребущими руками «птенца гнезда Петрова» — есть прямое достойное продолжение маленьких трагедий Пушкина. Чего стоит одна только песня оттуда: «Вот поле, поле, поле. А что растет на поле? Одна трава, не боле, одна трава, не боле…».
Когда читаешь дневники Самойлова начиная с 1934 года, если отшелушить некоторые припадки его порой безжалостной желчности, диву даешься, сколько в нем было талантов. Не все из них раскрылись или раскрылись не полностью. Он когда-то задумывал роман — не успел. Наверное, потому, что занят был другими романами. Слишком любил очаровательную, затягивающую круговерть жизни, в которой ценил не только писание книг и их чтение, но и взбалмошное ничегонеделание, и посиделки, и, говоря условно, «шипенье пенистых бокалов, и пунша пламень голубой». У него был безусловно философский дар, и если он ошибался в некоторых человеческих или литературных оценках, то почти никогда — в оценках главных событий истории — разумеется, в зрелом возрасте. Он был вроде мягок и податлив, но представить его даже под страшным давлением власти на собрании осуждающим Пастернака, как это, к несчастью, сделал Слуцкий, невозможно.
У него был не то что характер, а как это с опасливым уважением говорят: «Ну и характерец!». Остроумие его так и фонтанировало. Тут он не проигрывал даже Глазкову: «Если взял рукой котлету, Непременно, милый мой, Съев котлету, руку эту Оближи или помой».
Он был невероятно талантлив и мучительно совестлив с детства.
Что бы сказали вы, современные папы и мамы, если бы, случайно наткнувшись на дневник вашего 14-летнего сына, нашли в нем такое: «Хреновое настроение. Не знаю, что делать. С какой стати сказал я ей, что люблю ее, когда не был в этом уверен?.. Я подлый эгоист. Мелкий честолюбец. Хотел видеть ее у своих ног, не любя, только потому, что ее любят многие. И я мог находить в этом удовольствие» («Время», Москва, 2002. Поденные записи 1). Одновременно с радостным пониманием, что ваш мальчик необыкновенен, у вас мог бы появиться испуг за него: как дальше он будет жить в нашем инстинктивно лицемерном мире, во многом держащемся на наигранном «самоуважении», подразумевающем самозащиту скрытностью.
Неискренность нам бывает отвратительна, но она — часть неписаных правил игры. Исповедь — беззащитна.
«Ничто не может быть вечно, так же не вечен и коммунизм» (там же). Уже только за одну эту фразу 14-летний Дезик заслуживал по всем тогдашним меркам полного остракизма.
Приступы ранней депрессии и брезгливости к стадности уживались у Дезика с пылким революционным энтузиазмом, с обожанием «вождей»: «Ужасное гнетущее настроение. Праздники прошли невесело… Седьмого ноября ходили на демонстрацию. Видел вождей: Сталина, Молотова, Кагановича. Они стояли твердо на гранитной трибуне. (И вдруг! — Е.Е.) Каким ничтожным ощущаешь себя в этом бессмысленном стаде людей!» (1934). Невероятно, как могли соединяться эти оба ощущения, а ведь соединялись! Такими раздвоенными были даже лучшие из нас, а многие еще хуже, ибо стать частью стада и было для них смыслом жизни, самоспасением.
Вряд ли Самойлову и в самом фантастическом сне могло присниться, что когда-нибудь у него будет роман со Светланой Алилуевой, и она затем сбежит на Запад, где с эгоистической неосторожностью весьма прозрачно намекнет на этот роман в одной из своих книг. Это ему порой припоминали. А он не опускался до злобы. Ему помогало веселое презрение. Но ни ненависти, ни презрения к беззащитным немецким женщинам и детям он не позволил себе, когда его солдатские сапоги ступили на землю Германии: «Горе Германии, заслуженное горе, прошло перед моими глазами, и я поклялся себе не обидеть жены и дитяти врага своего» (там же).
Нам есть чему поучиться у Самойлова, чтобы не позволять ни себе, ни другим ненависти.
Давид САМОЙЛОВ
1920, Москва – 1990, Таллин (Эстония)
Бандитка
Я вел расстреливать бандитку.
Она пощады не просила.
Смотрела гордо и сердито.
Платок от боли закусила.
Потом сказала: «Слушай, хлопец,
Я все равно от пули сгину.
Дай перед тем, как будешь хлопать,
Дай поглядеть на Украину.
На Украине кони скачут
Под стягом с именем Бандеры.
На Украине ружья прячут,
На Украине ищут веры.
Кипит зеленая горилка
В беленых хатах под Березно,
И пьяным москалям с ухмылкой
В затылки тычутся обрезы.
Пора пограбить печенегам!
Пора поплакать русским бабам!
Довольно украинским хлебом
Кормиться москалям и швабам!
Им не жиреть на нашем сале
И нашей водкой не обпиться!
Еще не начисто вписали
Хохлов в Россию летописцы!
Пускай уздечкой, как монистом,
Позвякает бульбаш по полю!
Нехай як хочут коммунисты
В своей Руси будуют волю…
Придуманы колхозы ими
Для ротозея и растяпы.
Нам все равно на Украине,
НКВД или гестапо».
И я сказал: «Пошли, гадюка,
Получишь то, что заслужила.
Не ты ль вчера ножом без звука
Дружка навеки уложила.
Таких, как ты, полно по свету,
Таких, как он, на свете мало.
Так помирать тебе в кювете,
Не ожидая трибунала».
Мы шли. А поле было дико.
В дубраве птица голосила.
Я вел расстреливать бандитку.
Она пощады не просила.
1946
* * *
Д.К.
Кто устоял в сей жизни трудной,
Тому трубы не страшен судной
Звук безнадежный и нагой.
Вся наша жизнь — самосожженье,
Но сладко медленно тленье
И страшен жертвенный огонь…
* * *
Мне выпало счастье быть русским
поэтом,
Мне выпала честь прикасаться
к победам.
Мне выпало горе родиться
в двадцатом,
В проклятом году и в столетье
проклятом.
Мне выпало все. И при этом я выпал,
Как пьяный из фуры в походе великом.
Как валенок мерзлый, валяюсь в кювете.
Добро на Руси ничего не имети.
* * *
Л.Ч.
Полночь под Иван-Купала.
Фронта дальние костры.
Очень рано рассветало.
В хате жили две сестры.
Младшая была красотка,
С ней бы было веселей,
Старшая глядела кротко,
Оттого была милей.
Диким клевером и мятой
Пахнул сонный сеновал.
На траве, еще не мятой,
Я ее поцеловал.
И потом глядел счастливый,
Как светлели небеса.
Рядом с этой, некрасивой, —
Только губы и глаза…
Только слово: «До свиданья!»
С легкой грустью произнес.
И короткое рыданье
С легкой грустью перенес.
И пошел, куда не зная,
С автоматом у плеча.
«Белоруссия родная!..»
Громким голосом крича.
* * *
Россия одинока в мире,
Она одна стоит как перст,
Не докричишь из этой шири
Ни до кого, кто есть окрест.
Нет никого окрест России,
Нет никого в ее пути.
И ни уму, ни лжи, ни силе
Ее вовеки не спасти.