Сюжеты · Общество

НЕ ЛОМАЙТЕ НАМ «ЧАЙФ»

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

Двадцать лет назад, когда мне было пять, родилась группа «ЧАЙФ». Спустя десять эти свердловские парни собирали стадионы, а мы — отдыхающие последних пионерлагерей — наизусть пели их песни. Прилюдно на картошке — опередившее время...
Двадцать лет назад, когда мне было пять, родилась группа «ЧАЙФ». Спустя десять эти свердловские парни собирали стадионы, а мы — отдыхающие последних пионерлагерей — наизусть пели их песни. Прилюдно на картошке — опередившее время «Оранжевое настроение», в ночной темноте палаты — провокационно взрослую «Хочу чаю».
Взрослое население страны не отставало — тянуло на кухнях «Ой-йо», а после чемпионата мира по футболу во Франции обзавелось новым футбольным гимном. И пусть не про нашу родную сборную был написан хит «Аргентина—Ямайка, 5:0» — уж очень русский народ сочувствовал темнокожим спортсменам, в трагичной ситуации которых так часто оказывались его собственные футболисты…
Завтра в «Олимпийском» группа «ЧАЙФ» отмечает юбилей. Поздравить давнего друга — задача и простая, и сложная. И субъективности боишься, и банальности, а в случае с «ЧАЙФом» еще и ответственность какая — как-никак символ целого поколения. Поэтому поздравлять любимую группу мы решили, что называется, через третьи руки. Руки интернациональные, разновозрастные, а то и государственные.
После всероссийского успеха «Аргентины — Ямайки» сотрудники ямайского посольства в России прислали группе видеокассету с записями спортивных триумфов своих соотечественников: мол, не одним футболом страна жива. Ребятам подарок понравился.
Мы подхватили оригинальную идею ямайцев и решили сделать несколько звонков людям, так или иначе связанным со странами, упомянутыми в знаменитой песне. Пусть поздравят, а мы присоединимся!
Рассматривать кандидатуры праздничных делегатов от стран дальнего зарубежья мы принялись всем коллективом. Версии члены последнего выдвигали в силу статуса и рода деятельности: отдел спорта предложил пройтись по аргентино-ямайским футболистам, отдел культуры — разговорить московских растаманов, главный редактор — решать проблему поздравлений на уровне посольств. Решили начать с главного.
Звонок первый. Посольство Аргентины в РФ
У телефона — пресс-атташе посольства господин Гильермо Овандо.
— Гильермо, я к вам по такому странному вопросу: на следующей неделе юбилей у группы «ЧАЙФ». Знаете такую?
— Двадцать лет, по-моему?
— Тогда, я думаю, вы понимаете, почему я звоню..
— Аргентина—Ямайка, 5:0?
— Именно! Мы бы хотели, чтобы посол Аргентины поздравил группу.
— Вы знаете, посла нет в России, а Временный Поверенный в отпуске. Мы совсем одни…
На следующий день Гильермо разыскал Временного Поверенного: «Он сказал, что можно, конечно, поздравить, но ясно ничего не говорит».
Пока Гильермо пытался разговорить соотечественника, я искала посольство Ямайки в России. Искала долго. Поначалу по старинке — через интернет. Отечественное веб-пространство кишело ссылками на интересующее посольство — все туристические сайты, странички государственных структур и ведомств выдавали один и тот же номер.
Звонок второй. Посольство Ямайки в РФ
— Алло. — Голос с явным акцентом.
— Здравствуйте, это посольство?
— Нет, это квартира.
В бывшей резиденции ямайского посла, а ныне обычной московской съемной квартире уже год живет подданная Алжира Надин с папой-дипломатом. Вступаю в разговор с наследницей госимущества. «Надин, а искал кто-нибудь посольство Ямайки за прошедший год?». «Нет, никто не искал», — грустно отвечает Надин.
Под воздействием жалости к островитянам и гнета поздравительной миссии звоню в МИД.
Звонок третий. Латино-американский департамент МИД РФ
— Подскажите, пожалуйста, есть ли в России посольство Ямайки?
— Сейчас посмотрим. Посольства нет.
— И что, совсем ни одного ямайского представителя?
— Ни одного. Попробуйте узнать что-то через Лондон, там есть ямайское посольство.
— А больше что, нигде нет?
— Не знаю, но, видимо, это ближайшее. А вообще попробуйте позвонить в Консульский департамент.
Звонок четвертый. Консульский департамент МИД РФ
— Здравствуйте, а есть ли представительство Ямайки в России?
— Минутку, сейчас поищем. Вы знаете, не нашла. Написано только: резиденция в Берлине.
— А куда посольство в России делось?
— Этого я вам не могу сказать.
Тем временем нашелся аргентинский Временный Поверенный. Из посольства Аргентины пришел факс (картинка).
Аргентина в нашем матче поздравлений повела в счете. Решающий удар в ворота Ямайки приготовился нанести отдел спорта, предоставивший внушительный список аргентинских футболистов, играющих в российских клубах. Ямаец нашелся только один, да и то в Казани, где он только-только вживался в татарский образ жизни и команду «Рубин». Лишний раз волновать русской речью делающего первые шаги на чужой земле островитянина мы не стали по настойчивому совету пресс-секретаря клуба. И с болью в сердце создали аргентинцам еще одну голевую ситуацию.
Звонок пятый. Пресс-служба ФК «Москва»
Цель — аргентинский нападающий Бракамонте Эктор, известный футболист и не очень известный гитарист, который наивно мечтает сыграть на своем инструменте ни много ни мало на Красной площади. «Через полчаса будет текст поздравления», — мгновенно реагирует пресс-секретарь Максим.
Спустя обозначенное время звоню Максиму: «Ну как?». «Сидит пишет», — рапортует Максим. Пишет аргентинец по-родному — по-испански. В пресс-службе переводят на русский и присылают по электронной почте следующее:
«От всей души поздравляю группу «ЧАЙФ» с двадцатилетним юбилеем. Для меня эта группа имеет особое значение. Дело в том, что я — большой любитель рок-н-ролла и сам играю на гитаре. Поэтому, приехав в Россию полтора года назад, я незамедлительно захотел познакомиться с местной музыкой. Мне сразу указали на группу «ЧАЙФ». Я купил себе диск, он мне очень понравился, и я до сих пор его слушаю. Особенно мне, конечно, нравится песня про Аргентину, которая выиграла у Ямайки 5:0. Великолепная песня, которая блестяще передает атмосферу того матча. У меня есть идея спеть что-нибудь подобное у себя на родине на испанском. Поздравляю вас, коллеги, с вашим юбилеем! Надеюсь, вы еще 20 лет будете радовать своих поклонников новыми песнями. А через пару лет споете песню «Россия—Португалия, 5:0»! Главное, чтобы был повод!».
Аргентина уверенно вела в счете. Надо было спасать Ямайку… Так как в России Ямайка так и не нашлась, оставался единственный выход — искать Россию на Ямайке.
Звонок шестой. Посольство РФ в Ямайке
«Я разрешаю вам записывать», — сказал посол Эдуард Рубенович Малаян после двух минут общения с помощницей, разъяснившей ему суть звонка. После двух минут общения с послом стало ясно: Ямайка оставляет след. Даже на государственных деятелях.
— Так получилось, что популярность песни «Аргентина—Ямайка, 5:0» на Ямайке связана с моим приездом сюда, — сразу предупредил г-н Малаян. — До этого ее на острове не слышали. На Ямайке существует ассоциация выпускников восточноевропейских вузов, в которую входят бывшие студенты из Советского Союза, Украины, ГДР, Чехословакии. Это 200–250 человек. В посольстве мы регулярно устраиваем их встречи, на одной из которых я впервые поставил эту песню. Был всеобщий восторг. Все вспомнили этот исторический матч, порадовались описаниям Ямайки, очень, кстати, точно схваченным. Это было первое прославление группы «ЧАЙФ» на острове, а теперь ребята у нас знамениты.
Я не очень разбираюсь в современной музыке. Но знаю, что в России есть несколько групп, которые играют в традиционном ямайском стиле реггей. У одной из них целый диск посвящен Ямайке, Кубе, Карибскому морю. Диск в духе растафарианства связан с местной культурой и — от этого, к сожалению, никуда не уйдешь — курением. Записей подобных российских исполнителей у меня скопилось много — друзья присылали мне CD, и я слушал их на компьютере. И однажды я собрал несколько пластинок, в том числе группы «ЧАЙФ», и сделал передачу для местного радио под названием «Тема Ямайки в творчестве русских рок-музыкантов». К счастью, слова в таких песнях произносятся не очень быстро, поэтому мы заранее подготовились и перевели их. Это был серьезный университетский радиоканал, который вперемежку транслирует классическую музыку, новости, культурные программы, и все без рекламы. Без ложной скромности могу сказать, что передача пользовалась огромным успехом. Ее прокрутили несколько раз, было очень много звонков, все благодарили, интересовались русскими группами.
Сколько раз я обращался в министерство культуры с просьбой устроить у нас концерты русских музыкантов. У нас же проводится масса реггей-фестивалей. Мне отвечали: нет денег. Я знаю, русские музыканты часто бывают на Ямайке, но в наше посольство не звонят и не заходят, к нашему большому сожалению. Пока они, увы, не обламывают себе кайф контактом с властью, а спокойно собирают материал для будущих дисков и возвращаются обратно.
Я хотел бы пожелать группе «ЧАЙФ» удачи, успехов и вдохновения. Хотел бы призвать их и других русских музыкантов приезжать наслаждаться ямайскими красотами, не вдаваясь в отдельные местные крайности, которые, безусловно, присутствуют в тех материалах, которые они потом превращают в песни. На Ямайке есть много чего еще! А теплый прием и благодарную публику мы гарантируем.
А еще господин Малаян наконец-то рассказал нам свежие московские дипломатические новости. Посольство Ямайки в Москве закрылось вскоре после дефолта, то есть более пяти лет назад. Ныне интересы Ямайки в России представляет госпожа Гилберт-Робертс, аккредитованная в Берлине. Правда, она, по словам посла, все еще не вручила свои верительные грамоты. Поэтому в случае беды — избиения на московских улицах ямайских студентов или пожара в РУДН — консульскую и другую помощь ямайцам на территории России пока оказывает… Канада.
Звонок седьмой. Входящий
За пять минут до сдачи материала, в ответ на электронное письмо с предложением поздравить группу «ЧАЙФ», позвонил Герберт Моралес — солист и идеолог главной русской реггей-группы «Джа дивижн». Спустя почти неделю раздумий Гера успел сравнять счет в соперничестве Аргентины и Ямайки в последние минуты дополнительного времени нашего поздравительного матча.
— Меня поразило выступление лидера группы во время благотворительного телевизионного фестиваля после событий в Беслане, — сказал Герберт. — Оно было настоящим, как, впрочем, и само творчество «ЧАЙФа». Ну а песня «Аргентина—Ямайка» у них самая удачная — это ведь самый настоящий пляжный реггей. Кстати, поражение ямайцев, судя по всему, задело только Шахрина и компанию — ямайцы были абсолютно счастливы, что их пустили на этот чемпионат, и убегали с поля с улыбкой! Они же так, потусоваться, приехали! В общем, от всей души, сердца и всех растаманов России поздравляем группу «ЧАЙФ» с юбилеем!»
В благодарность за оперативность мы передали Гере телефон российского посла на Ямайке. Ведь сын ямайского народа Герберт Моралес так никогда и не был на родном острове. Он мечтает выступить на знаменитых реггей-фестивалях, но как простой русский музыкант вынужден сводить концы с концами от концерта до концерта.
А битва между Ямайкой и Аргентиной сегодня закончилась вничью. Ничья — в пользу «ЧАЙФа».