Расследования · Политика

ХВАТИТ, МОГИЛЬНИКОВ!

РАССЛЕДОВАНИЯ

На прошлой неделе из Башкирии вернулись эксперты «Партнерства правозащитных организаций России». Юристы изучали обстоятельства массовых избиений жителей Благовещенска. Что на самом деле произошло в небольшом башкирском городке, «Новой»...
На прошлой неделе из Башкирии вернулись эксперты «Партнерства правозащитных организаций России». Юристы изучали обстоятельства массовых избиений жителей Благовещенска. Что на самом деле произошло в небольшом башкирском городке, «Новой» рассказал руководитель группы «Партнерства» Игорь КАЛЯПИН.
— Игорь, так что произошло в Благовещенске?
— Чечня. Самая настоящая. 30-тысячный город буквально насиловали в течение трех дней. И, судя по всему, с согласия (или по приказанию) местного руководства.
— И какие у вас версии?
— Их на самом деле две. Первая. Зачистка была вызвана дракой между местными бизнесменами и нарядом милиции, в котором был и племянник начальника Благовещенского РОВД. И вторая (ее как раз использует республиканская власть, чтобы оправдаться). Спецоперация стала ответом правоохранителей на растущий беспредел благовещенских бандитов и хулиганов. Как мы выяснили, 9 декабря действительно была драка между предпринимателями и тремя милиционерами. По словам местных жителей, менты сильно помяли коммерсантов и их жен, которые поспешили мужьям на выручку. Но, как утверждает руководство РОВД, именно бизнесмены и их дамы нанесли пэпээсникам увечья, отчего те спешно слегли в больницу.
Я лично беседовал с сотрудником ППС Чистяковым, который принимал участие в потасовке. Он сказал (и написал), что никакой драки-то и не было. То есть то, что его и других милиционеров побили, он отрицает. А когда я спросил: «А вы сами-то били?» — он ответил: «Нет, только толкали».
— А вторая версия?
— Ну здесь все просто. Преступность в городе действительно растет. Скажем, если в 2000 году зарегистрировано было два разбойных нападения, то в 2004-м — восемь. Власти, конечно, заявили, что рост преступности на 400% — это уж слишком, и пошли месить местных жителей. Но я думаю, что обе версии не объясняют причин благовещенской зачистки. Хотя бы потому, что те предприниматели были отпущены и не подверглись милицейскому возмездию. Из-за них такая каша не могла завариться. Ну а про официальную версию я вообще промолчу… Здесь, мне кажется (но это только мое предположение), дело немного глубже. В прошлом году, в начале декабря, в Башкирии были президентские выборы. За кресло главы республики сражались три человека с примерно одинаковыми шансами на победу. Для действующего президента Рахимова это были уже третьи выборы, и он, конечно, хорошо знал, что сделает с теми, кто проголосовал против него. Благовещенск оказался одним из немногих городов, который как раз и прокатил Рахимова. По-моему, голосов там у него было даже меньше, чем у «против всех».
— То есть Рахимов дождался, пока все выборные дела утихнут, и жестоко отомстил?
— Не могу точно утверждать. Но, похоже, именно так и есть. Тем более, как мне рассказывали местные правозащитники, карательные меры после выборов в Башкирии — вполне нормальное дело. Конечно, до зачисток не доходило. Но вот зарплаты бюджетникам и пенсии мятежным городам задерживали по полгода. Сокращали финансирование, увольняли начальников предприятий, глав частных фирм заставляли переводиться в другие места (чтобы город налогов меньше получал).
— Что конкретно удалось узнать от жителей Благовещенска?
— Люди рассказывают просто жуткие вещи. Например, в Доме культуры пригородной деревни Ильина-Поляна 11 декабря проходила сельская дискотека. Были в основном подростки 13 — 17 лет. Поздно ночью туда подъехал автобус с ОМОНом. С автоматами и в масках они забежали в зал, повалили всех лицом на пол и приказали не двигаться. Девушек отпустили. Вскоре к Дому культуры подъехал «уазик», откуда вышли местный участковый Могильников и несколько подростков. Свежую партию тоже загнали внутрь. Потерпевший Лазарев рассказал мне, что его, например, вообще вывели из квартиры и, заломив руки, повели в Дом культуры. Там всех задержанных раздели, отобрали телефоны и деньги. Кто сопротивлялся, били резиновыми палками. Участковый Могильников лично показывал ОМОНу, кого следует бить, по какому месту и сколько раз. Брызгали в глаза газом. Потом всех подростков повели в автобус. Для 60 человек «пазик» явно не годился. Тогда тех, кто не мог протиснуться внутрь, менты просто избивали и закидывали поверх остальных. За малейший шорох следовал удар палкой, в лучшем случае по спине. Смотреть на лица (хотя и в масках) ОМОНа тоже было нельзя. Но Лазарев посмотрел, и тогда один из бойцов ударил его прикладом в лоб… Медики потом зафиксировали острую черепно-мозговую травму и перелом лобной кости черепа.
Задержанных повезли в Благовещенский РОВД. В это время там уже было человек 200. Все стояли с поднятыми руками, раздвинутыми ногами, лбом к стене. Следователь-женщина вызывала всех по одному и задавала один вопрос: «Пил?». За ответ «нет» полагался удар дубинкой. Больше трех ударов, как правило, подростки не выдерживали и сознавались в пьянстве. А заодно и в грабежах, хулиганстве и других преступлениях.
— Вы контактировали с благовещенским руководством?
— Наша группа — нет. Но вот они с нами пытались. Под видом журналистов к нам подходили, как потом выяснилось, сотрудники башкирского МВД. Пытались выяснить, чьи именно заявления и жалобы мы принимаем. Интересовались фамилиями этих людей…
— Комиссия МВД России уже сделала заявление по результатам проверки?
— Да. Они признали действия башкирского ОМОНа некорректными, но законными. Законными, представляете! После этого я вообще сомневаюсь в адекватности нашего милицейского руководства. А какого черта тогда надо было дело уголовное возбуждать, раз все законно! Более 100 пострадавших, десятки исковых заявлений и еще сотни благовещенцев, которые просто боятся что-то предпринять, — и такое заявление МВД.
— Вы не опасаетесь, что вот пройдет время, все забудется, утихнет, и милиция начнет мстить тем, кто подавал иски?
— Такой сценарий мы не исключаем. Если станет ясно, что дело по Благовещенску спускают на тормозах, мы просто вывезем всех заявителей в другие регионы. Но, думаю, до такого не дойдет. Я сильно удивлюсь, если после такого министр МВД республики Диваев останется на своем посту. Хотя, возможно, отделается выговором, а потом получит какую-нибудь награду...
— Официальное расследование уже установило причастных к избиению горожан?
— У них там вообще болото. Единственный, кто пострадал, — прокурор города. Но и он пока только отстранен. Сейчас находится на больничном. Как я понял, его собираются либо восстановить на прежнем месте, либо перевести на прокурорскую работу в Уфу. Ни одного милиционера к делу еще не привлекли. Несмотря на то что большинство пострадавших — несовершеннолетние.
— Вообще по Башкирии это уже не первый случай, когда милиция устраивает расправу над детьми…
— Далеко не первый. Недавно в Нефтекамске (на севере республики) наряд ППС избил 13-летнего ребенка. В новогоднюю ночь Тимур Ямуров вместе с друзьями катался на горке. Милиционеры спросили, почему он разгуливает в пьяном виде. Ребенок, естественно, сказал, что не пил. После чего его повели в опорный пункт. Сняли одежду, забрали мобильный телефон. И снова предложили сознаться. Тимур снова отказался, и тогда пэпээсник достал электрошок и пустил в ребенка разряд. Пытали током его шесть раз… Родители написали заявление в прокуратуру, но в возбуждении дела им было отказано.