Сюжеты · Общество

ОБРАЗОВАННЫЕ ЕСТЬ, РЕАЛИСТОВ НЕ ХВАТАЕТ

ОБРАЗОВАНИЕ

Реальному сектору экономики требуются реальные рабочие руки. Те, кого раньше называли «реалистами» — выпускниками реальных училищ. Но сегодня «реалисты» еще и прагматики — сейчас те, кто закончил учреждения начального и среднего...
Реальному сектору экономики требуются реальные рабочие руки. Те, кого раньше называли «реалистами» — выпускниками реальных училищ. Но сегодня «реалисты» еще и прагматики — сейчас те, кто закончил учреждения начального и среднего профессионального образования, получают зарплату в среднем раз в 5 больше, чем выпускники вузов. В то же время квалифицированных наладчиков или, к примеру, операторов на рынке труда, мягко говоря, не хватает.
Возродить профессиональное образование на уровне, отвечающем потребностям современности, — одна из важнейших задач модернизации всей образовательной системы. Разработанные министерством приоритетные направления развития образования были вынесены этой осенью на широкое обсуждение. А сегодня министр образования и науки А. Фурсенко будет докладывать о разработанной министерством программе на заседании правительства. Мы же представляем вашему вниманию мнения экспертов о путях разрешения этой проблемы.
Владимир ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, финансовый директор компании «Вимм-Билль-Данн»:
— Профессиональное образование как таковое потерялось, так как в последние лет 15 было не очень нужно. Бизнес не испытывал в нем потребности — тогда мало производили, больше распределяли. Считаю, что сегодня меры, предпринимаемые Министерством образования по сближению позиций реальной экономики и образования, правильные и своевременные.
Николай БРУСНИКИН, член генерального совета общественного объединения «Деловая Россия»:
— Налицо полная несогласованность действий системы профессионального образования и рынка труда, хотя очевидно, что система профобразования не может быть автономна от работодателя. «Деловая Россия» в рамках совместного с Минобразования проекта провела опрос работодателей 10 сегментов экономики в 20 регионах. Опрос показал, что эффективность профобразования оценивается крайне низко. Нынешние специалисты не обладают компетенциями, которых требует современная российская экономика. Есть много экономистов, юристов и т.п. «широкого профиля», но бизнес дифференцирован, живет в реальной конкурентной среде и не может позволить себе содержать запасные кадровые ресурсы. Ему нужны в каждый конкретный промежуток времени работники не широкого, а, наоборот, узкого профиля, с набором специальных знаний, но широким кругозором.
Евгений САБУРОВ, государственный университет — Высшая школа экономики (член ученого совета):
— В сфере начального и среднего профессионального образования произошли значительные изменения, но они до сих пор не замечены законодательством, что создает определенные трудности развития. Сегодня требуются новые организационно-правовые формы — только тогда профессиональное образование снова начнет приобретать вес и станет востребованным. Профессиональное образование эффективно, только когда оно связано с будущими работодателями. Помнится, раньше заводы и крупные промышленные объединения брали шефство над школами и училищами. Сейчас, конечно, нужны другие формы. Но сегодня будущие работодатели не могут помочь образовательным учреждениям — нет механизма передачи материально-технических фондов с баланса на баланс. Соответственно, обучаться приходится на устаревшем, ветшающем оборудовании. Если удастся разрешить этот вопрос, и материально-техническое обеспечение улучшится, и зарплаты преподавателей поднимутся. А это скажется и на качестве обучения. Тогда не придется заманивать обучающихся повышенной стипендией. Сегодня это уже происходит — на краткосрочных спецкурсах. Престиж профессионального образования, на мой взгляд, растет. А при конкуренции будет расширяться и разнообразие его форм образования.