Сюжеты · Общество

ВОН ИЗ РЯДА

ЛЮДИ

В России 11 миллионов инвалидов. Даже если верить статистике, 80% из них не работают; отсиживаются дома, а летом — на дачах (город многим из них недоступен: далеко не везде есть пандусы, нет «говорящих светофоров» и автобусов с бегущей...
В России 11 миллионов инвалидов. Даже если верить статистике, 80% из них не работают; отсиживаются дома, а летом — на дачах (город многим из них недоступен: далеко не везде есть пандусы, нет «говорящих светофоров» и автобусов с бегущей строкой). Но дело, конечно, не только в пандусах. Многим просто некуда ехать — работодатели не хотят связываться с инвалидами. О тех, кто в возрасте, забывают напрочь, для молодых проводят показушные семинары по трудоустройству. Центр занятости ставит галочку в графе «мероприятия», инвалиды расходятся по домам, не получив работы.
Районный Центр социального обслуживания (ЦСО) в Москве (называть его точный адрес не имеет смысла — во всех ЦСО картина примерно такая же). Очередной семинар по трудоустройству молодых инвалидов. Пришли семнадцать человек. Саша, инвалид-колясочник, до болезни играл в театре, увлекался компьютерной графикой. Сейчас осталось только второе. Ольга нигде не работает; когда говорит работодателю, что она инвалид, никуда не берут — даже оператором на домашнем телефоне.
Обсуждают «Подходы к пониманию проблем инвалидности. Стереотипы». Ведущие из региональной общественной организации инвалидов «Перспектива» (кстати, тоже колясочники) рассказывают о том, как себя вести при устройстве на работу, и о том, что коммерческим фирмам выгодно брать на работу инвалидов (налоговые послабления), только многие пока об этом не задумываются…
На втором семинаре должны были присутствовать представители агентства по трудоустройству. Представители так и не пришли. Собравшиеся только их и ждали. Многие отчаялись устроиться на работу, получая частые отказы. В перерыве делились между собой: «Они как узнали, что после инфаркта мне вторую группу дадут, сразу отправили под сокращение, испугались», «А со мной вообще не стали разговаривать». Пока оставалась вера в приход работодателей, организаторы Миша и Лилиана обсуждали технологию поиска работы. Для примера разыграли сценку «Устройство инвалида на работу. Разговор с начальством». Михаил интервьюировал «своего будущего сотрудника» с инвалидностью второй группы. Его роль играл инвалид второй группы Сергей. Михаил: «А вы знаете, что сотрудники нашей фирмы часто ездят в командировки? Это не помешает вам?». Сказав, что это он переносит легко, Сергей насторожился. Дальше собеседование проходило в весьма нервной обстановке. Потенциальный сотрудник волновался, отвечал быстро, а работодатель заваливал его каверзными вопросами («Как часто вы бываете нетрудоспособны в течение года?», «Комфортно ли вы себя чувствуете в коллективе?», «Расскажите о вашем заболевании…»). Наконец, выслушав сбивчивый ответ инвалида о причине его желания работать именно в этой фирме, работодатель заключил, что «в целом кандидатура подходящая», но «мы с коллегами все обмозгуем и тут же вам перезвоним». После сценки Михаил заявил, что Сергею в таких случаях лучше «держаться уверенно и независимо, особо не распространяясь о своей инвалидности». И добавил, что в данном случае настоящий работодатель скорее бы не позвонил.
…То, чего так ждали, свершилось на 4-м семинаре. Агенты наконец пришли. Устроившись поудобнее, молодая девушка и пожилой мужчина стали рассказывать, как безработному молодому инвалиду официально встать к ним на учет и что является обязательным условием регистрации в качестве безработного. Оказывается, трудоспособность инвалида. Обмолвились насчет возможности профобучения («в частности, наш Центр занятости теоретически предлагает около 90 специальностей») и про курсы, среди которых есть даже «аквариумное рыболовство». Сказав напоследок о технических возможностях своего центра (компьютерная база, выход в интернет), агенты стали общаться с молодежью. Приводя наглядные примеры успешного трудоустройства, специалисты рассказали о «девушке Людмиле, которая ездила к нам на курсы и получила работу». Активист «Перспективы» Михаил поправил специалистов: «Но эта девушка до сих пор не устроена, она была здесь на первых двух семинарах!». Больше «наглядных» примеров со стороны специалистов не последовало. Зато один парень, инвалид I группы, передвигающийся с помощью палочки, рассказал о том, что курсы-то он прошел, а вот устроиться не смог; молодая женщина с инвалидностью второй группы жаловалась на работодателей, которые обещали, но никогда не перезванивали ей. «В данном случае все зависит от вашей активности», — ответила инвалидам молодая специалистка. Раздав листовки с координатами своего центра и попросив обращаться непосредственно к ним, агенты ушли так же незаметно, как и появились.
P.S. Через два месяца, уверенная в том, что хотя бы половина моих новых знакомых трудоустроилась, я решила им позвонить. В результате из одиннадцати постоянно присутствующих на семинарах инвалидов только одна девушка нашла работу. Как заявил мне ее отец, она «устроилась на работу в Соцстрах. С отцовской помощью».