Расследования · Политика

ГРУбая РАБОТА

РАССЛЕДОВАНИЯ

В Катаре продолжается суд над россиянами. Подозреваемые в ликвидации Зелимхана Яндарбиева признали в свидетеле обвинения офицера, избивавшего их и травившего собаками.Ранее российские адвокаты опровергали информацию, что к арестованным...
В Катаре продолжается суд над россиянами. Подозреваемые в ликвидации Зелимхана Яндарбиева признали в свидетеле обвинения офицера, избивавшего их и травившего собаками.
Ранее российские адвокаты опровергали информацию, что к арестованным россиянам применяли пытки.
Офицеры спецслужб, действующие и в отставке, обсуждают в кулуарах между собой разворачивающийся в Дохе скандал. Тональность обсуждений унылая. Дело не в том, что бывалые бойцы невидимого фронта потрясены судьбой коллег, — просто информация о подоплеке убийства Яндарбиева просочилась вплоть до среднего офицерского звена.
Подарок к повышению?
Откуда взялись показания, что приказ убить Яндарбиева дал Сергей Иванов? По существующему распорядку, «ликвидаторы» не могли встречаться с министром обороны. Такие приказы получают даже не на уровне руководителей управлений, а на уровне отделов. Другое дело, что, когда им отдавали приказ, сказали, что это поручение Иванова и что дело находится на личном контроле у Путина. Чтобы дополнительно мотивировать офицеров.
Исполнители просили на подготовку три месяца, им ответили, что у них только три недели. В ту пору шли разговоры, что Иванов рассматривается в качестве будущего премьера и ему нужен успех.
После того, как им пришлось дать показания об этом, в Катар выехала группа офицеров из действующего резерва. При американском посредничестве они вели переговоры, чтоб показания арестованных, в той части, где речь шла о Путине и Иванове, не оглашались. Про Путина смогли договориться, про Иванова нет. Люди из ЦРУ припомнили Иванову его антиамериканизм.
На безрыбье?
Такими вещами вообще не должны заниматься кадровые офицеры. Раньше непосредственно убивали либо агенты, либо люди, вообще не связанные со спецслужбами. На Ближнем Востоке акции возмездия в основном поручали палестинским марксистам. Сотни прошли спецподготовку в СССР на полигонах в подмосковной Балашихе, под Астраханью, в Крыму на Долгоруковской яйле. Они были не только идеологически ангажированы, они были завербованы, в их делах были подписки о сотрудничестве, списки операций, в которых они участвовали, прочий компромат. Это был серьезный крючок.
Но в начале 90-х из соображений политической конъюнктуры были сданы позиции спецслужб.
Когда дошло до дела, оказалось, что и поручить ликвидацию Яндарбиева некому. В результате решили просто подобрать двух офицеров из 14-го отдела ГРУ с опытом спецопераций в Чечне.
Так они играют
Конечно, там на них крепко давили. «Но то, что они говорят про битье по голове и травлю собаками, — это у нас считается психологическим прессингом», — сказал один из действующих офицеров. «Они раскололись в первые четыре дня, потому что к ним никто не приходил из посольства и потому что думали, что их «слили», — заметил другой наш источник. И пояснил: — У них были основания так думать, они серьезно нарушили правила игры. Им было поручено подготовить ликвидацию и подобрать непосредственного исполнителя. Таким исполнителем мог быть кто угодно: эмигрант-чеченец, ливийский уголовник, коммунист-курд. Главное, чтоб его связь с грузом взрывчатки, пришедшим диппочтой, с арендой автомобиля, с наблюдением за Яндарбиевым не была на поверхности.
Если такой убийца попадется, то все, что он расскажет, не имеет смысла: он не наш, и мы за него не отвечаем. Именно поэтому серьезно подготовку не конспирировали. У них даже легенды на случай провала не было. Такая легенда может быть самой простой — ну, например, убили из мести, по крайней мере государство ни при чем».
А наши офицеры технически все подготовили и даже передали в Москву, что нашли исполнителя. Им выдали деньги для оплаты его услуг, и тут произошел какой-то сбой. В общем, они сами решили взрывать Зелимхана. То ли исполнитель отказался, то ли они деньги решили оставить себе, то ли иная причина...
Паны дерутся...
«Провал стал возможным еще и потому, что в спецслужбах творится черт-те что: все друг друга боятся, все друг друга подсиживают, только и ждут, кто ошибется. Можно было готовить операцию по всем правилам. Подготовить дипломатическое прикрытие, разработать сценарий отхода, подобрать приемлемых исполнителей, но при такой подготовке решение должно приниматься на достаточно высоком уровне, кто-то должен брать ответственность не только за успех, но и за возможный провал. А ответственности теперь боятся. Смотрите, сейчас ГРУ подчиняется Квашнину как начальнику Генштаба, а вся операция затевалась ради повышения Иванова. Между ними контры, и в итоге выйдет, что кто-то кого-то «подставил», — такой расклад предложил нам еще один из «военных аналитиков».